Закончен первый этап работы над проектом технико-экономического обоснования переноса ряда заводов из центра в промышленную зону Самары, который обсуждался в ходе совещания рабочей группы областной администрации по реструктуризации самарских предприятий. По мнению чиновников, это позволит загрузить мощности заводов так называемой "промзоны" Безымянки, где сконцентрирована значительная часть предприятий, и освободить центр города и берег Волги от не вписывающихся в инфраструктуру производств.

К тому же наличие значительных незагруженных площадей усугубляют не лучшее финансовое положение предприятий (независимо от результатов деятельности тем приходится исправно платить налоги на землю). Впервые об этой проблеме заявил генеральный директор АО "Моторостроитель", президент областного союза работодателей Игорь Шитарев. В 1998 году он направил в областную администрацию письмо с предложением вывести часть производств из центральной части города на Безымянку. Перенос производственных мощностей позволил бы на 100% загрузить заказами безымянские предприятия, сохранить оборудование, сосредоточить заводы в одной промышленной зоне. По данным обладминистрации, сегодня загруженность безымянских предприятий составляет порядка 60%, а в центре города по различным направлениям коэффициент используемых мощностей не превышает 30-40%.

Идея И.Шитарева нашла поддержку в областных структурах, и весной 1999 года распоряжением губернатора Константина Титова была образована рабочая комиссия из специалистов департамента промышленности и торговли, к работе которой был подключен институт "ГипроНИИавиапром". Рассматривалось состояние оборудования и помещений, оценивались перспективы развития производства.

На прошедшем в середине марта в департаменте промышленности совещании участники группы внесли свои предложения по ряду предприятий. Судя по всему, уже определился список потенциальных "переселенцев". В этом качестве рассматриваются АО "Самарское производство клапанов", ГП "ЗИМ", АО "Самарское производство силикатного кирпича" и выделившиеся из состава 4 ГПЗ завод подшипников общего назначения и завод специальных подшипников. В качестве "принимающей" стороны рассматриваются АО "Моторостроитель" (на его площадке теоретически может разместиться силикатный завод) и "Авиаагрегат" (Самарский завод клапанов). Часть производства ремонтно-подшипникового завода планируется передать на СПЗ и на другие предприятия подшипниковой отрасли. В меньшей степени реструктуризации подвергнется ГП "ЗИМ", так как часть его оборудования задействована в обеспечении мобилизационных нужд и в выпуске оборонной продукции.

Следующим шагом станет обсуждение программы переноса заводов на высшем экономическом совете при губернаторе. На нем предстоит рассмотреть правовые и экономические проблемы, которые неизбежно возникнут в ходе реализации проекта.