В сфере оказания туристических услуг Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области за девять месяцев 2010 года проведено 20 проверок. По их результатам вынесено 16 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложены штрафы в сумме 13 тысяч рублей. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила заместитель начальника Отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Нина Волкова.

Она отметила, что в ходе проверок было выявлено 26 нарушений законодательных актов, действующих в сфере туристической деятельности: ФЗ "Об основах туристской деятельности", Правил оказания услуг по реализации туристского продукта утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 года №452, а так же Закона РФ "О защите прав потребителей".

При анализе договоров на оказание туристских услуг в восьми случаях устанавливались факты включения в договор условий, ущемляющих права потребителей. В трех случаях (15%) в договор включались положения о взыскании в пользу туристских фирм с потребителей части денежных сумм в виде штрафов (от 10% до 100% в зависимости от времени отказа). "В нарушение требований законодательства турагентства обязывали потребителя производить доплату разницы в цене за путевку в случае непредвиденного роста транспортных тарифов, тем самым, нарушая его права", - говорит собеседница. По ее словам, в отдельных договорах занижались сроки предъявления претензий потребителей к фирмам при некачественном оказании услуг: вместо установленных Законом 20 претензионных дней, в договорах значились всего десять. В пяти случаях туристам не предоставлялась информация о наименовании и местонахождении туроператора, сформировавшего тур, реестровом номере, финансовом обеспечении. Не отражались в договорах сведения о безопасности туриста.

В Управлении Роспотребнадзора области отмечают, что летом 2010 года группа школьников, их родителей и учителей не смогла поехать на запланированный отдых, хотя заключили договор об оказании туристических услуг с одной из фирм. Накануне поездки выяснилось, что в назначенный срок она не состоится по причине не исполнения договорных обязательств третьей стороной - перевозчиком. В связи с этим, запланированная поездка в Анапу была перенесена на несколько дней. В назначенный новый срок о 14 туристах забыли, и потребителям пришлось разыскивать руководителя туристического агентства. Исполнителем услуг было сообщено, что поездка вообще не состоится, причем о причине не сообщалось. Туристам было предложено забрать деньги. Управлением заявителю даны разъяснения положения действующего законодательства в области защиты прав потребителя при оказании туристских услуг и предложено обратиться в суд для компенсации морального вреда. Специалисты отмечают - при рассмотрении данного случая выяснилось, что исполнитель по договору обязан был осуществить временный выезд граждан сроком на 15 дней и организовать перевозку, предоставление заказчику услуг по размещению, двухразовому питанию в столовой, экскурсионному обслуживанию, наличию экскурсовода и страхованию 14 туристов от несчастных случаев. Однако оказалось, что исполнитель услуг не внесен в Единый федеральный реестр туроператоров России, а значит, не имеет права осуществлять туроператорскую деятельность. Формируя тур, не имея разрешения на организацию выезда групп детей, в том числе страхового обеспечения, турагент подменил свою деятельность туроператорской, что могло иметь негативные последствия, так как отсутствует необходимое финансовое обеспечение.