31 октября с.г. на Украине прошли выборы, которые закончились сокрушительным поражением пророссийских политических сил. Несмотря на то, что это были выборы в местные советы всех уровней и Верховный Совет Автономной республики Крым, набранный партиями общий процент голосов не только отразил срез политических симпатий на данный момент в целом по Украине, но и наглядно показал полное отсутствие партий, которые могли бы защитить интересы русского и русскоязычного населения Украины. Ни одна из партий, позиционирующих себя, как пророссийскую, не выбралась в общеукраинском масштабе за пределы минимальной статистической погрешности.

Нагляднее всего это видно даже в Крыму, который по инерции всё ещё называют русским, где появившаяся накануне выборов партия "Русское единство" получила всего 3 депутатских мандата из 100 в Верховном Совете Крыма, не победив при этом ни в одном из 50 мажоритарных округов!? Достаточно сказать, что даже националистический Рух получил представительство в этом органе в два раза больше. Попытка объяснения руководством "Русского единства" такого провального результата тем, что партия зарегистрирована незадолго до выборов, не выдерживает никакой критики, поскольку партия, по заявлению её руководства, объединила членов нескольких крупнейших и старейших массовых общественных организаций полуострова. Недостатка рекламы партии и её лидеров также не отмечалось. Поэтому, такой результат делает "Русское единство" слишком малозначительной политической силой даже на региональном уровне.

К тому же, один из руководителей партии, председатель Русской общины Крыма С. Цеков, уже после выборов заявил: "в парламенте мы намерены сотрудничать с большинством "регионалов". Собственно, и до выборов мы выражали желание работать с ними". Т.е., единственная пророссийская партия получившая представительство в Верховном Совете Крыма, в принципе, является не более, чем придатком Партии регионов, по поводу которой известный украинский историк и публицист О. Бузина заявил, что "к власти на Украине впервые пришли настоящие украинские буржуазные националисты". К тому же, по заявлению верховного атамана "Крымского казачьего союза" В. Черкашина, Цеков вообще является членом Партии регионов.

В такой крайне неприятной для российских соотечественников ситуации, в последние две недели ноября прошли 5 окружных, согласно количеству консульских округов, и Всеукраинская конференция организаций российских соотечественников. Две из них, в Киеве и Одессе, отметившись небольшим количеством делегатов и организаций и полным отсутствием внимания СМИ, прошли под полным контролем МИДовских чиновников. Во Львове разыгрался небольшой скандал, поскольку делегаты не просто отказались работать по предложенному свыше положению о координационных советах, но и приняли решение рекомендовать Всеукраинской конференции принять за основу для работы всеукраинского координационного совета своё положение Конфедерации русских общин и организаций западных областей Украины, как апробированное многолетней успешной работой.

В Симферополе конференция соотечественников проходила, согласно характеристике СМИ, "в обстановке ненависти и всеобщего недоверия" и... полной закрытости. Пришедшие на конференцию журналисты смогли только понаблюдать за дракой бывших соратников по партии "Русский блок" Г. Басова и В. Тюнина в холле гостиницы, но в зал, в котором проходила конференция, представителей СМИ не пустили. Генеральный консул РФ в Симферополе И. Андреев пообещал журналистам после окончания конференции прокомментировать её итоги, а затем... не стал отвечать на их телефонные звонки. Впрочем, на конференцию не попали и многие делегаты от крымских общественных организаций под предлогом того, что их организации не были внесены в некий "реестр".

При этом надо отметить, что использование пресловутого "реестра" организаций российских соотечественников, с помощью которого посольство вкупе со своими "подшефными профессиональными русскими" пытаются отсекать от движения строптивых лидеров тех организаций, у которых есть своё видение развития русского движения, никакой правовой основы не имеет. Более того, его существование противоречит закону "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в котором чётко определено, что признание своей принадлежности к числу соотечественников "является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью". Таким образом, "эти лица могут регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений". Но никакого упоминания ни о каких "реестрах" в законе нет.

Нет у новоявленных "правоведов" и чётко определённых объективных критериев отбора в этот "реестр". Например, по утверждению председателя русской общины Кировоградской области А. Перзеке, в "реестре" значится некий "Русский культурный центр Кировоградской области", которого... вообще не существует. Зато отсутствует в "реестре" отделение Русской общины Украины в Донецкой области, руководитель которой Л. Гордеева за многолетнюю плодотворную работу среди соотечественников, награждена не только почётным знаком Международного союза российских соотечественников, но и российским орденом Дружбы!?

В принципе, любая общественная организация, либо их объединение, в том числе координационный совет, могут устанавливать своими сугубо внутренними решениями определённые ограничения на участие в их работе по типу масонских лож. Но, тогда возникает вполне закономерный вопрос о том, с каких пор внутренние решения общественных организаций других государств, к тому же незарегистрированных согласно законодательству, становятся настолько обязательными для исполнения российскими дипломатами, что они вынуждены их неукоснительно соблюдать, несмотря на публичные скандалы, потерю репутации, пикетирование консульств и, даже, нарушение законодательства стран, в которых они "представляют интересы России"!?

Есть и другой аспект этого вопроса. Поскольку этот Всеукраинский координационный совет представляет организации не всех российских соотечественников, а исключительно внесённых в свой реестр и российские дипломаты это решение поддерживают, значит, это следует закрепить в его названии, чтобы не вводить в заблуждение общественность и государственные органы России и Украины тем, что этот совет, якобы, имеет полномочия представлять интересы всех российских соотечественников, проживающих на Украине. В противном случае, сокрытие таких сведений будет выглядеть, как элементарное мошенничество.

Кроме того, Посол РФ М. Зурабов и руководитель представительства Россотрудничества К. Воробьёва обязаны по долгу службы дать необходимые разъяснения российским соотечественникам, организации которых остались вне "реестрового" координационного совета, каким образом и на какой основе Посольство и Россотрудничество собирается проводить работу с ними. Либо объяснить, на основании каких законов Российской Федерации Посольство и Россотрудничество дискриминирует российских соотечественников по "реестровому" признаку.

В Крыму, по "странному совпадению", в "реестр" не попали преимущественно именно те организации, которые не входят в объединение "Русское единство", хотя и зарекомендовали себя многолетней работой и бескомпромиссной позицией. Пытаясь упредить возможное негативное развитие событий на конференции, около 70 активистов из "непризнанных" организаций 12 ноября с.г. устроили пикет у Консульства РФ в Симферополе. Вышедший к ним Генконсул РФ В. Андреев принял от пикетчиков обращение и заверил их, что в окружной конференции примут участие все организации, зарегистрированные в соответствии с украинским законодательством. Однако, по словам председателя Русского союза Молодёжи Крыма Д. Шевченко, "в реальности это оказалось блефом". Как заявил лидер общественного движения "За Единую Русь" В. Тюнин, - "тот же генеральный консул заявил: т. к. вас нет в списке, то вам здесь делать нечего".

Следует отметить, что пикетирование российских генконсульств российскими же соотечественниками за всю историю независимости обоих государств проходили только при двух послах, предыдущем В. Черномырдине и нынешнем М. Зурабове. Правда, если при Черномырдине это произошло на восьмой год его пребывания в этой должности, то Зурабову преподнесли такой "подарок" уже в первый год его фактического пребывания на Украине.

Впрочем, и среди представителей организаций, тщательно просеянных генконсулом через мелкое сито "реестра", согласия было не больше, чем у известных героев басни Крылова. Несмотря на все усилия "правильных" русских, новым председателем Координационного совета русских организаций Крыма неожиданно для всех был избран верховный атаман "Крымского казачьего союза" В. Черкашин, заменивший на этом посту председателя Русской общины Крыма, одного из сопредседателей "Русского единства" С. Цекова.

Следующий скандал вспыхнул, практически, сразу после окончания конференции. По заявлению В. Черкашина, сподвижники С. Цекова О. Слюсаренко и Г. Басов, на окружной конференции, пользуясь своим положением секретаря и председательствующего соответственно, предприняли попытку сфальсифицировать документ, регламентирующий состав совета, вписав туда фамилии С. Цекова и О. Слюсаренко!? Естественно, что ни Басов, который к тому же является председателем всеукраинской партии "Русский блок", ни Слюсаренко, которого Черкашин сравнил в этой связи с напёрсточником, с таким обвинением не согласились и ответили не менее резкими заявлениями. В частности Слюсаренко заявил: "Мы считаем, что если будут попытки что-то переделать или заявить что-то совсем другого характера, это будет означать одно - та часть людей, которые пойдут против решения конференции, пойдут против работы МИДа РФ".

Сложно говорить о том, поручал ли ему С. Лавров выступать от имени МИД РФ, но, бесспорно, заявление знаковое, поскольку показывает уверенность "реестровых" русских в безоговорочной поддержке их позиции мидовскими чиновниками. В свете обмена такими заявлениями председателя совета и его членов, не надо быть провидцем, чтобы понимать, что конструктивной работы по консолидации русских сил Крыма от этого совета, "объединившего" 23 организации из более, чем сотни существующих, ожидать не приходится. Тем более, что на пресс-конференции 26 ноября с.г., которую устроили "отверженные" организации, председатель Русской общины Евпатории С. Клюев заявил, что "есть все основания считать данную конференцию нелегитимной", поскольку "Генконсул РФ в Крыму В. Андреев лично делил организации на "правильные" и "неправильные" и определял кого не пускать на окружную конференцию".

С заявлением Клюева о "нелегитимности" конференции трудно поспорить, поскольку ни по одному закону, будь-то российскому или украинскому, российский дипломат не имеет никакого ни законного, ни морального права вмешиваться в организационную деятельность украинских общественных организаций, даже если эти организации являются организациями российских соотечественников.

Судьба самого Клюева, приговорённого в 2009 году Апелляционным судом Крыма к 4 годам лишения свободы условно за "публичные призывы к нарушению территориальной целостности Украины", которые выразились в проведении пресс-конференции Народного Фронта "Севастополь - Крым - Россия", в ходе которой он призвал отменить конституцию Крыма, принять декларацию о присоединении Крыма к России, снять "оккупационную"(украинскую - прим. автора) символику с госучреждений в Крыму и вывесить государственные флаги РФ, удивительно похожа на судьбу М. Ревы, лидера эстонского "Ночного дозора", одного из активнейших защитников Бронзового солдата, также побывавшего под судом и следствием за свою бескомпромиссную позицию, которого в мае с.г., в числе других "неправильных" русских, не пустили на V Республиканскую конференцию российских соотечественников Эстонии. По словам Ревы, те "кого сегодня не пустили на конференцию, - это люди, которые в 2008 году защищали посольство от прогрузинской толпы и проводили митинги в поддержку России. И вот теперь эти люди - персоны нон грата для российского посольства. Это - только один из примеров различия, но знаковый и важный. И такие примеры различия позиций можно множить". Что, собственно, и показывает пример проведения конференций на Украине.

На окружной конференции 20 ноября с.г. в Харькове, в которой приняли участие 54 организации российских соотечественников Востока Украины, также не обошлось без скандалов. В работе конференции приняли участие консул-советник Генконсульства РФ в Харькове М. Орехов и представитель Россотрудничества С. Пинчук, которые, во избежание конфликтов, не рискнули ограничить доступ на конференцию "нереестровым" делегатам общественных организаций, которых, как оказалось, к тому же было подавляющее большинство. Поначалу, всё было хорошо, - как и полагается, были вручены мандаты всем 54-м полномочным делегатам, которые избрали рабочие органы конференции. Вот тут и возник первый скандал, поскольку в рабочие органы конференции при демократическом голосовании не смогли попасть представители "правильны" русских, в одночасье утратившие возможность влияния на ход конференции и составлять протоколы по примеру Басова и Слюсаренко.

Оказавшиеся в меньшинстве делегаты от 13-ти организаций, вместе с представителем Россотрудничества С. Пинчуком, демонстративно покинули конференцию. Оставшиеся в зале делегаты от 41-й организации соотечественников в присутствии консула-советника М. Орехова продолжили работу, избрав нового руководителя восточного координационного совета, делегатов на Всеукраинскую конференцию, а также приняли ряд резолюций и обращений. В частности, признали работу Всеукраинского координационного совета неудовлетворительной, осудили попытку реабилитации руководителем движения "Русскоязычная Украина" В. Колесниченко действий своих коллег по партии Регионов, возложивших цветы к памятнику Степану Бандере, и рекомендовали всеукраинской конференции принять аналогичную резолюцию.

Однако, как оказалось, основные события развернулись после окончания конференции. 24 ноября вновь избранный руководитель координационного совета Г. Макаров был приглашен в Генконсульство РФ в Харькове, где Генеральный консул В.Филипп в присутствии вице-консула М. Орехова, сославшись на указания от Россотрудничества, сообщил, что в Киев на Всеукраинскую конференцию поедут только шесть человек из числа избранных на окружной конференции 16 делегатов, и то, в качестве... гостей без права голоса!? Со статусом полноправных делегатов поедут те, кого избрали на "конференции", проведённой "раскольниками". Объяснять, почему едут в качестве делегатов те, кто конференцию со скандалом покинул, пообещав оставшимся "разбить голову молотками", российские дипломаты не смогли.

На вопрос Макарова, по поводу легитимности проведённой конференции, в работе которой принимал участие вице-консул М. Орехов, оба дипломата дали утвердительный ответ, а решение о замене делегатов мотивировали всё тем же "реестром". И действительно, каким образом можно признать нелегитимной конференцию, если в голосовании за полномочность мандатов делегатов конференции приняли абсолютно все делегаты, включая будущих "раскольников". И при этом никто, включая присутствовавшего на конференции в качестве "смотрящего" от Всеукраинского координационного совета полтавчанина В. Шестакова, никаких протестов по поводу отсутствия части организаций в "реестре" не высказывал. А вопрос о том, каким образом на "легитимной" конференции могли избрать "нелегитимных" делегатов, не говоря уже о "легитимности" делегатов, назначенных Россотрудничеством, явно лежит не только за пределами права, но и элементарного здравого смысла. Кроме того, такие действия российских дипломатов однозначно компрометируют всё русское движение на Украине, поскольку получается, что именно российские дипломаты, а не сами соотечественники, проживающие на Украине, определяют, какие организации могут принимать участие в движении, а какие нет. Более того, даже волеизъявление окружной конференции российским дипломатам не указ, и они сами назначают, кто достоин "представлять соотечественников" на всеукраинской конференции, а кому милостиво позволено на ней только "погостить".

По поводу явного беззакония и грубейшего вмешательства во внутренние дела общественных организаций со стороны российских дипломатов Г. Макаров и председатель Русской общины Днепропетровской области В. Трухов обратились, как и ранее В. Тюнин, с заявлениями к Послу РФ в Украине М. Зурабову. Естественно, что ответа они не дождались до сих пор.

На причины такого отношения посла к заявлениям соотечественников указывает, пожалуй, комментарий политического обозревателя Е. Короткова: "Взывания региональных руководителей организаций российских соотечественников к послу России в Украине Зурабову ни к чему не привели и, возможно, только ужесточили "выкручивание рук". Из этого следует логичный вывод: Зурабов не только был прекрасно осведомлен о происходящем, но и, не исключено, лично "руководил процессом". Понятно, что не могли Генконсул В.Филипп и консул-советник М. Орехов без личного вмешательства М. Зурабова через два дня после конференции, на которой присутствовал Орехов, и которую сами же вынуждены признавать легитимной, пряча глаза объяснять председателю Восточного окружного координационного совета Г. Макарову, что ни он, ни другие законно избранные делегаты на Всеукраинскую конференцию... делегатами не являются.

Естественно, что в такой явно нездоровой обстановке при проведении Всеукраинской конференции также были приняты ставшие уже стандартными превентивные меры, заключающиеся в недопущении на конференцию представителей СМИ. Несмотря на прозвучавшее накануне конференции заявление советника-посланника посольства РФ В. Лоскутова о её проведении в открытом для журналистов режиме, руководитель представительства Россотрудничества на Украине К. Воробьёв лично дал указание не пускать журналистов в здание Российского центра культуры и науки в Киеве, где проходила конференция.

Таким образом, он, во-первых, выставил в довольно неприглядном свете Лоскутова, который, получается, обманул корреспондентов, поверивших его публичным обещаниям и таки пришедших на конференцию только для того, чтобы... услышать отказ от другого российского чиновника, что ставит под вопрос компетентность Лоскутова. Во-вторых, поставил в довольно щекотливое положение себя самого, поскольку его действия по препятствованию осуществлению журналистами своей профессиональной деятельности в получении открытой информации, являются на Украине уголовно наказуемым деянием. А отсутствие соответствующих заявлений о привлечении зарвавшегося чиновника к ответственности, свидетельствует исключительно о добром отношении этих журналистов к России и их нежелании, в связи с этим, поднимать скандал, который авторитета России явно не добавит, но может стать поводом для нового витка антироссийской истерии на Украине, как это уже бывало.

В-третьих, вся эта унизительная суета, связанная с недопуском журналистов на конференцию, была совершенно бессмысленной, поскольку ни мордобоя, как в Симферополе, ни публичных демаршей, как в Харькове, на ней не было, а весь ход конференции и без журналистов был снят на видеокамеру так называемыми "гостями" конференции и после её окончания видеозапись была передана тем журналистам, которые на конференцию не попали. Так что, кроме публичного позора и компрометации конференции этот запрет ничего не дал.

Впрочем, информацию о подготовке к проведению Всеукраинской конференции российских соотечественников скрывали не только от журналистов. О степени секретности в подготовке конференции свидетельствует заявление А. Свистунова о том, что даже он, как член Западного окружного совета и член президиума всеукраинского координационного совета, до последнего дня не знал ни даты, ни времени, ни места проведения конференции и узнавал всё это "через третьи-четвёртые руки"!? Как показали дальнейшие события, секретность, административный нажим, вмешательство во внутренние дела общественных организаций, тщательная "фильтрация" делегатов и отсечение неугодных целыми организациями были не случайными.