Укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и масштабная интеграция страны с бурно развивающимися экономиками этого мегарегиона - задачи, которые необходимо решить в ближайшем будущим. В первую очередь это касается российского Дальнего Востока, так как его динамичное развитие без интеграции со странами-соседями по Тихоокеанскому региону, представляется затруднительной задачей. Для решения этой задачи нужно решить на какой основе будет проходить сотрудничество России с этими странами.

Вариантов, откровенно говоря, не очень много. Самое простое, что может предложить Россия на Дальнем Востоке это осуществление поставок сырья: леса, руды, угля и других природных ресурсов. Очевидно, что поставка традиционного сырья из России для региона потенциально очень важны, но отсутствие этих поставок для развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона не критично и в случае необходимости эти поставки могут быть осуществлены из других стран, леса - из Латинской Америки, руды из Африки, угля - из Австралии. Но тогда, что же может сделать Россию ключевым игроком на рынках азиатско-Тихоокеанского региона? Ответ для ХХI века напрашивается сам собой - это энергия.

Интуитивно российская власть этот вектор сотрудничества уже развивает, пример тому строящейся нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) по которому в ближайшем будущем планируется осуществляться существенные объемы экспорта нефти в азиатском направлении. Известно, что планируемая пропускная способность нефтепровода ВСТО - 80 млн. тонн нефти в год, при том, что ежегодные спрос ведущей тройки азиатских импортеров: Китая, Японии, Южной Кореи уже сейчас составляет 750-800 млн. тонн в год. Однако, по прогнозам, объём нетто-импорта нефти возрастет в регионе АТР к 2020 году с нынешних 1050 млн. тонн до 1446-1816 млн. тонн, а к 2030 году - до 1655-2535 млн. тонн. Прогноз потребления нефти в регионе, показывает, что потребность в энергии у наших соседей огромна, но проект ВСТО тем не менее, не делает Россию ключевым поставщиком энергии, потому что суммарные объемы поставляемой по этому маршруту энергоносителей для региона явно не значительны и при необходимости, могут быть заменены поставками, например, из стран Персидского залива, Латинской Америки, Африки.

Анализ возможных для реализации на Дальнем Востоке энергетических проектов показывает, что имеется еще ряд перспективных направлений в энергетическом сотрудничестве, которые возможно развивать с участием стран АТР, во-первых это добыча нефти, и газа на Сахалине, суммарные геологические ресурсы которого оцениваются в 3,8 млрд. тонн нефти и 3,3 трлн. кубометров газа. Во-вторых, это разработка Ковыткинского газоконденсатного месторождения, запасы на месторождении оцениваются в 1,9 трлн. кубометров природного газа, 2,3 млрд. кубометров гелия и 115 млн. т жидкого газового конденсата, интерес к совместной разработке уже проявляет Китай и Япония. Очевидно, что все реализуемые или планируемы проекты, не смотря на их важность для России, не являются для ведущих государств АТР стратегическими, их реализация принципиально не влияет на экономическое развитие региона в силу низкой доли в общем энергетическом балансе. Какой же проект может предложить Россия странам АТР, который смог бы вывести сотрудничество с ними на стратегический уровень? Существует ли такой проект?

Ответ уже имеется, таким проектами может стать строительство одной или нескольких приливных электростанций (ПЭС) и соответствующих маршрутов транспортировки электроэнергии. Возможные технические характеристики станций, преобразующих энергию морских приливов, поистине впечатляют, мощностью только одной, уже спроектированной еще советскими инженерами на Охотском море Пенжинской ПЭС составляет 87 ГВт или около 40% суммарной мощности всей энергосистемы России. Для сравнения мощность самой мощной в РФ Саяно-Шушенской станции до аварии составляла всего 6,4 ГВт. Энергии вырабатываемой этой станцией, если она будет построена, хватит для покрытия потребностей дальневосточного региона в энергии на несколько десятков лет вперед, причем эта энергия будет получаться из возобновляемых источников и ее стоимость будет сравнительно не велика.

Постройка такой электростанции и маршрутов ее транспортировки позволит России обеспечить поставки энергии не только для собственных предприятий расположенных на российском Дальнем Востоке, но и позволит покрыть значительные потребности в электрической энергии Китая, Японии, Кореи. Реализация проектов по строительству приливных электростанций от России потребует определенной смелости, смелости подобно той, с которой, началось освоение космоса, освоение целины или строительство БАМа,

Вячеслав Чернавских - независимый эксперт (Новосибирск)