10 декабря 2006 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум по принятию первой Конституции молодой республики. Центральная комиссия по референдуму зафиксировала следующие результаты: общее число имеющих право участвовать в референдуме граждан (избирателей) составило 90077; число зарегистрированных и получивших бюллетени для голосования избирателей - 78389; число проголосовавших "за" - 77279; число проголосовавших "против" - 554; количество неточностей - 0. Таким образом, почти 99% от общего числа участников референдума проголосовало за проект Конституции НКР.

За ходом голосования следили более 100 международных наблюдателей из России, США, Франции, Армении, Италии, Хорватии, Израиля, Сербии, Косово, Грузии, Украины, Дании, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики. Освещали референдум корреспонденты телекомпаний Russia Today, Первый Канал (РФ), Рустави-2 (Грузия), радиостанции BBC, агентств Франс-пресс, "EurasiaNet" (США), REGNUM (Россия), Интерфакс, Де-факто, Медиамакс, АРКА, АрмИнфо (Армения) и др.

Согласно представленному международными наблюдателями отчету, "проведенный 10 декабря референдум по принятию Конституции отвечает большинству стандартов ОБСЕ, Совета Европы и других европейских международных структур в отношении демократических выборов, равно применимых и к референдумам", а отдельные недостатки носили преимущественно технический характер и быстро устранялись. Наблюдатели отметили также "широкое общественное доверие, которым пользуется процесс выборов в Нагорном Карабахе". На референдуме были использованы прозрачные урны для голосования (400 штук), что обеспечило транспарентность избирательного процесса.

По мнению карабахских политиков, Конституция НКР стала политико-правовым актом, закрепившим основные демократические принципы, на которых строится современное государство. В статье 1 конституционного акта провозглашается, что "Нагорно-Карабахская Республика - суверенное, демократическое, правовое, социальное государство". Статья 2 признает в республике "основные права и свободы человека, как неотъемлемые и высшие ценности, как основу свободы, справедливости и мира". Статьей 8 "в Нагорно-Карабахской Республике признаются идеологический плюрализм и многопартийность", а в статье 9 - "гарантируются свобода экономической деятельности и свободная экономическая конкуренция". Статья 13 гарантирует в республике местное самоуправление. Реакция международного сообщества на референдум в Нагорном Карабахе была противоречивой - от полной поддержки до отрицания и осуждения.

Если члены Конгресса США Джо Нолленберг и Френк Паллоне направили президенту НКР поздравительное послание, в частности, отметив, что "принятие на всенародном референдуме первой Конституции Нагорно-Карабахской Республики, Арцаха, является важнейшей вехой на избранном пути" и "мы с удовлетворением восприняли непоколебимую решительность ваших граждан стать примером важнейшей демократической практики на Южном Кавказе", то реакция евроструктур на референдум была в основном негативной.

В связи с этим Министерство иностранных дел НКР выступило с заявлением, в котором выразило недоумение реакцией ряда европейских международных структур на референдум в НКР, отметив, что тем самым они "сделали попытку поставить под сомнение сам факт возможности нахождения народа Нагорного Карабаха в правовом поле".

"Данный референдум является новым этапом на пути закрепления демократических принципов в Основном законе страны и развития законодательства в целом и имеет целью дать импульс формированию и развитию новых, более либеральных принципов в сфере государственного управления, а также процессу становления гражданского общества. В этой связи по меньшей мере странными выглядят попытки евроинстанций, архитектура которых зиждется на таких столпах, как демократия и верховенство закона, игнорировать и отрицать демократические и законодательные процессы, происходящие в Нагорном Карабахе", - подчеркивалось в заявлении внешнеполитического ведомства НКР.

Вместе с тем, МИД выразило убежденность, что принятие Конституции никоим образом не может препятствовать конструктивным попыткам международных посредников мирно урегулировать нагорно-карабахский конфликт.

Конечно, в самом Нагорном Карабахе люди понимают, что Конституция - не панацея от всех бед, но вместе с тем осознают, что она может стать стимулом и опорой на пути к достижению общенародных целей.

Ашот Бегларян, корреспондент ИА REGNUM Новости