Единые принципы урегулирования конфликтов и архитектура безопасности: выступление Дмитрия Медведева на саммите ОБСЕ в Астане

Москва, 1 декабря 2010, 13:50 — REGNUM  Уважаемый Нурсултан Абишевич! Господин председатель! Дамы и господа!

Сегодняшний саммит впервые проводится в восточном регионе пространства ОБСЕ. И мне поэтому вдвойне приятно быть в столице дружественного Казахстана, поскольку энергичные усилия, политическая воля председательствующего в организации позволили придать новый импульс общеевропейскому процессу. Я хотел бы в свою очередь ещё раз поблагодарить Казахстан за блестящую организацию саммита.

Наша встреча действительно проходит в юбилейный год: 35 лет назад был подписан Хельсинкский акт, который положил начало новому этапу развития замысла о создании единого пространства безопасности, а теперь и демократии от Ванкувера до Владивостока. Российская Федерация неоднократно выражала свою приверженность идеям Хельсинки. Важным шагом в этом направлении стало выдвижение нами в 2008 году предложения заключить юридически обязывающий договор о европейской безопасности, который призван гарантировать неделимость этой безопасности. Я благодарю за поддержку этой инициативы, которую мы встречаем и здесь. В течение уже двух с половиной лет его обсуждают представители государств, политологи, эксперты, в том числе в Совете Россия-НАТО, в формате Россия-Евросоюз, на академических площадках и на площадке ОБСЕ в рамках процесса Корфу. Возможно, стереотипы прошлого ещё сильны, и эта инициатива носит, что называется, сильно опережающий характер, но я не сомневаюсь, что время этого договора рано или поздно придёт.

Уже сегодня практически все участники ОБСЕ признают, что разделительные линии должны уйти в прошлое, все граждане, где бы они ни жили, обладают равным правом на безопасность, и каждое государство, участвующее в тех или иных альянсах, должно гарантировать, что его действия не будут ущемлять безопасность стран, которые в них не входят. В этом русле выдержан и проект политического документа саммита о формировании сообщества безопасности на пространстве ОБСЕ. Я уверен, что мы сможем принять разумный и сбалансированный документ.

Мир меняется стремительно. Вместе с ним меняется характер рисков и угроз. В 70-е - 80-е годы прошлого столетия Совещание по безопасности тогда справилось со своей задачей: политические противоречия, идеологические противоречия не переросли в конфликт, была обеспечена стабильность в Европе. И сегодня мы не должны отступать от принципов ОБСЕ, которые устанавливают мирные отношения между государствами, право каждого человека на жизнь как высочайшую ценность, не допускают решения территориальных вопросов с помощью военной силы.

Мы признательны за поддержку многими странами наших идей в сфере контроля над вооружениями и мер укрепления доверия безопасности. Уже начался процесс обновления Венского документа 1999 года. Мы ожидаем, что к министерской встрече 2011 года будет согласована новая редакция этого документа. Надеемся также, что будет преодолён, наконец, тупик в вопросе о режиме контроля над обычными вооружениями, и не просто ожидаем и надеемся, а намерены активно содействовать решению этих вопросов.

Новые вызовы стоят перед участниками ОБСЕ и в гуманитарном измерении безопасности. Об этом сегодня говорили. Мы все давно уже живём в едином информационном поле. Конечно, это информационное поле далеко неидеально, и надо на национальном уровне, и на международном уровне решать проблемы доступа к информации, равно как и защиты информационной среды от экстремистов, а также, естественно, обеспечивать иные права и свободы граждан.

Единое демократическое пространство в Евро-Атлантике невозможно без выполнения обязательств по свободе передвижения. Давайте вспомним: ещё в 1975 году лидеры стран-участниц договорились облегчать визовые процедуры. На 1989 год было принято решение рассматривать вопрос об отмене въездных виз, но, к сожалению, "воз и ныне там", и это, на самом деле, достаточно большая проблема, которую мы обсуждаем в рамках наших отношений, скажем, с Евросоюзом, и готовы действовать и дальше в этом направлении.

Эпоха глобализации с её открытостью, доступностью, мобильностью - это не только новые возможности, но и новые испытания. Нужно обеспечить управление в постоянно меняющейся среде, совместить финансово-экономические интересы с необходимым уровнем социальной защиты. И конечно, сохранить нравственные устои, не скатываясь к политике так называемых "простых" решений, которыми бравируют иногда популистские силы, радикалы. Во всяком случае для России с её многовековыми традициями межнационального и межконфессионального мира это имеет особое значение.

Разумеется, у каждой страны остаётся своя национальная повестка дня. Все думают о том, как справиться с новыми опасностями, и здесь не может быть универсальных рецептов. Но ОБСЕ с её уникальным потенциалом могла бы сделать гораздо больше для решения этих проблем, а также для преодоления транснациональных угроз, таких, как терроризм, таких, как торговля людьми, наркопреступность и других угроз.

Нужно подумать и о вкладе ОБСЕ в решение вопросов взаимодействия по так называемому чрезвычайному реагированию на природные и техногенные катастрофы.

Может быть, самым важным является разработка единых принципов урегулирования конфликтов, и придерживаться их нужно во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях. Это неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта. Я повторю, что урегулирование по таким вопросам действительно должно быть абсолютно мирным. Применение военной силы, как это пыталось сделать руководство Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 года, является абсолютно недопустимым.

Россия последовательно выступает за то, чтобы вдохнуть новую жизнь в принципы Хельсинки, воплощая их на практике. Для этого нужно модернизировать ОБСЕ, стиль и формы её деятельности. Действительно, организация начала терять свой потенциал - нужно сказать об этом прямо. Убеждён, что производство всё новых обязательств и инструментов для их решения себя исчерпало, но нужна более чёткая правовая база и универсальные правила использования ресурсов организации.

Россия в соавторстве со своими партнёрами представила проект Устава ОБСЕ и предложения по упорядочению работы её структур. Только так можно повысить востребованность организации и органично встроить её в формирующуюся глобальную архитектуру. Я уверен, что, опираясь на Платформу безопасности, основанную на сотрудничестве - документ, который был принят в 1999 году, - организация способна стать движущей силой в развитии взаимодействия между НАТО, Европейским союзом, Советом Европы, Содружеством Независимых государств и Организацией Договора о коллективной безопасности. Все страны, которые входят в эти организации, представлены в ОБСЕ. В этом смысле ОБСЕ остаётся универсальной площадкой.

35 лет назад, в разгар "холодной войны", наши предшественники смогли подняться над идеологическими разногласиями и принять абсолютно революционные по тем временам решения. Сегодня нет никаких идеологических барьеров, нет военного противостояния, мы можем и должны объединиться для решения этих проблем.

Я хотел бы пожелать будущим председательствующим в ОБСЕ успехов, поздравить Украину с избранием председательствующей в ОБСЕ в 2013 году. Желаю всем успехов в выполнении этой нелёгкой, но важной функции. Благодарю вас за внимание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.04.17
Демонтированный памятник кузнецу Шомахмудову вернется в центр Ташкента
NB!
29.04.17
Современный оракул — толстый, желчный и брюзгливый
NB!
29.04.17
Русские следы на востоке Турции
NB!
29.04.17
Великий мусорный путь: Украина в зеркале мусорной проблемы
NB!
29.04.17
СМИ ЕС: «С наскока Америку великой не сделать»
NB!
29.04.17
Солдаты и матросы — против травли Ленина
NB!
29.04.17
Ватикан чертит новую церковную карту Ближнего Востока
NB!
29.04.17
Как это будет: репетиция Парада Победы в Воронеже
NB!
29.04.17
Евросоюз не будет «бесплатно кормить» Британию после Brexit — Минфин ФРГ
NB!
29.04.17
Киргизские бедняки оплачивают счастье чиновников
NB!
29.04.17
Выборы во Франции: шанс на обновление будет упущен?
NB!
29.04.17
Свалка на Украине примет ядерные отходы. После освоения денег
NB!
29.04.17
Исламофобия помогла Эрдогану выиграть референдум
NB!
29.04.17
Оправдает ли ожидания новый интернет-проект об искусстве?
NB!
29.04.17
Петербургский аэропорт: как собака на сене
NB!
29.04.17
КНДР провела испытание баллистической ракеты
NB!
29.04.17
Выборы президента Франции: «золотой мальчик» против «винтовки»
NB!
29.04.17
В Молдавии День Победы стал “Днем Европы”
NB!
29.04.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Добрынинская Кольцевая»
NB!
29.04.17
Freedom House: журналисты ИА REGNUM задержаны незаконно
NB!
28.04.17
Христианство – ответ на неприятные вопросы
NB!
28.04.17
Карабах: факторы сдерживания военной эскалации в исторической ретроспективе