Внешняя политика традиционно занимает скромное место в посланиях президента Федеральному Собранию; в нынешнем документе этот вопрос рассмотрен даже подробнее обычного, отметил руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, комментируя корреспонденту ИА REGNUM Новости послание президента России Дмитрия Медведева 30 ноября.

"В послании затронуты все направления активности России на международной арене. Но наиболее подробно (и с наибольшим числом конкретных замечаний) - сотрудничество с ЕС и НАТО, - уточнил Нейжмаков. - Как и в течение всех лет президентства Медведева в целом, ключевыми на этом направлении в послании стали темы ПРО, Договора о европейской безопасности и перспективы отмены визового режима с ЕС. Тем не менее, все три проблемы вряд ли можно решить в ближайшие годы". В тексте послания упомянут принцип "неделимости безопасности"; он же является основой проекта Договора о европейской безопасности, ранее предложенного российским президентом внешнеполитическим партнерам России, добавил эксперт.

"Согласно данному принципу ни одно государство или международная организация в Евро-Атлантике не может укреплять свою безопасность за счёт безопасности других стран и организаций. А это значит, что хотя бы на декларативном уровне такой договор закрепит раздел сфер влияния в регионе, - пояснил Михаил Нейжмаков. - В августе 1975 года, когда был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (альтернативой которому в немалой степени и должен стать Договор о европейской безопасности, предложенный Медведевым), среди основных держав действительно существовал вынужденный консенсус о разделе сфер влияния. Но в настоящий момент точки зрения России и ее евро-атлантических соседей по этому вопросу расходятся. Активность этих самых российских соседей на постсоветском пространстве показывает, что они не считают передел сфер влияния хотя бы временно завершенным. Собственно, и Андерс Фог Расмуссен, вскоре после вступления в должность генсека НАТО, заявляя о намерении более тесно сотрудничать с Россией, тем не менее подчеркнул, что "никто не ожидает, что НАТО вдруг одобрит идею о сферах влияния". К тому же, ведущим политикам евро-атлантических государств вряд ли нравится, что российский проект данного Договора не затрагивает ряда вопросов, которые учтены в Хельсинском заключительном акте, но для евро-атлантического сообщества становились удобным предлогом для обсуждения политики России (от контроля за проведением военных учений и перемещениями войск до соблюдения прав человека)".

Введение безвизового режима (или упрощение визового режима) с какой-либо страной обычно подразумевает баланс двух факторов - экономической выгоды и благоприятного политического фона, констатировал эксперт. Для Евросоюза, возможно, существуют экономические стимулы для введения безвизового режима (привлечение российских туристов), полагает он. "Однако упрощение визового режима может происходить и на уровне наиболее заинтересованных в этом отдельных стран ЕС (как это было в случае с Данией). В то же время, сам Евросоюз довольно осторожно подходит к распространению безвизового режима на своих восточных соседей. Чаще всего для стран Восточной и Юго-Восточной Европы введение безвизового режима может быть предложено ЕС в качестве политического "бонуса" - как в случае с Сербией, - отметил Нейжмаков. - Ситуация в отношениях между Россией и ЕС пока не настолько благоприятна, чтобы вопрос о безвизовом режиме для россиян был решен в краткосрочной перспективе.

"Наконец, идея единой системы ПРО вряд ли может быть реализована буквально. Хотя бы потому, что те государства, в которых члены евроатлантического сообщества видят угрозу, для России являются в той или иной мере партнерами, - пояснил политолог. - Не говоря уже о том, что часть европейских политиков видит угрозу и в самой России. Скорее, единая система ПРО - это предлог для получения новых гарантий о невозможности размещения элементов системы ПРО США в Европе. Возвращение этой проблемы не исключено совсем, но сейчас все-таки отложено. Поэтому и фраза послания о "гонке вооружений" из-за отсутствия согласия по ПРО - пока только сигнал для западных партнеров по переговорам, но не более".

"Интересно, что целый абзац послания посвящен теме борьбы с морским пиратством, - добавил Михаил Нейжмаков. - Эта проблема уже стала предлогом для ряда влиятельных держав, чтобы попытаться установить контроль над международными морскими путями. Тот факт, что президент России уделил этому серьезное внимание, еще раз показывает, что Россия возвращает присутствие своего флота на морских путях всерьез. Это весьма дальновидный шаг. В целом же, несмотря на то, что все перечисленные выше проблемы, затронутые в послании, потребуют много усилий, внимание к ним конечно же необходимо".