Федеральный еженедельник "Российские вести" публикует статью доктора политических наук Татьяны Полосковой, текст которой мы приводим полностью:
прагматичная политика России в отношении Прибалтики, на фоне широко разрекламированной перезагрузки отношений с США, в последние месяцы активизируется прямо на глазах. Еще пару-тройку лет назад российские депутаты клялись, что не сядут за стол переговоров с эстонцами, пока те не расследуют дело об убийстве Дмитрия Ганина во время трагических событий Бронзовой ночи в Таллине. И вот, буквально на днях, состоялся по всем показателям "триумфальный" вояж делегации депутатов Государственной Думы Российской Федерации в Таллин. Объятия с эстонцами и полное единодушие по всем принципиальным вопросам, которые продемонстрировали наши думские дамы всерьез озаботили российских соотечественников, а не грядут ли в обмен подписания договора о границе территориальные уступки Эстонии? Не знаю, может и грядут.

Эстонский публицист Димитрий Кленский недавно опубликовал на Регнуме статью под названием: "Прибалты, будьте бдительны! Согласуются ли неонацизм и сближение России с НАТО?", где, в частности, отмечает, что "не лишены оснований ожидания эстонских политиков-националистов, что официальная Россия будет, не афишируя этого, дистанцироваться от антифашистов ради своей прагматической внешней политики, чтобы не испортить перезагрузку с Западом и нормализацию с Прибалтикой. Того и гляди, уже и российской общественности станут разъяснять, что неонацизм в Латвии или Эстонии на самом деле не стоящие внимания рудименты истории, а то и вовсе выдумка". А я тоже совсем не исключаю, что дело может принять и такой оборот.

Что за всем этим стоит и каковы возможные последствия можно только догадываться. Похоже, что кто-то очень спешит выжать максимальный профит с прибалтийской площадки, как с транзитной ее составляющей, так и за счет т.н. сферы теневых услуг, обеспечив себе и партнерам дальнейшее бесконфликтное развитие российско-прибалтийских отношений. Такие титанические усилия, ради пусть даже "великой" идеи перезагрузки отношений, да в таком спешном порядке, никто из российских политических мужей предпринимать просто так не будет. А вот ради спасения нажитого за долгие годы нахождения у российско-прибалтийского руля - это да! И "транзитная кормушка", включая теневые услуги по обеспечению ее развития и жизнедеятельности, здесь не исключение. Как показали недавние события, карьера чиновника, даже самого высокого уровня, штука коварная. Сегодня ты у власти и в фаворе, а завтра все может повернуться совсем по-другому. А потому, в преддверии грядущих перемен, как не устроить прощальный "дембельский" аккорд? Противоречия сняты, транзит рекой - а после нас, хоть потоп.

Про транзит говорят и пишут много, но я не нашла ни одного серьезного исследования, где бы говорилось о механизмах принятия политических решений в этом весьма прибыльном бизнесе на нашем политическом Олимпе. Что касается Прибалтики, так вообще всуе имена людей, от которых напрямую зависит открыть краник или завернуть, стараются не упоминать. А я вот скажу, но сначала некая информация к размышлению.

В 1998 году гражданин Латвии Сергей Ц. - потомственный рижанин, безмерно симпатизировавший тогда России человек, предложил для исследования и последующей защиты в Дипломатической Академии МИД России, где я тогда работала, следующую тему: "Внешнеполитическая составляющая прибалтийского транзита". Увы, тогда на эту проблему никто серьезного внимания не обратил, в тот период ученые мужи и дамы успешно защищали тексты, где подвергалась сомнению вообще возможность вступления стран Прибалтики в НАТО и в ЕС по причине того, что-де "просвещенная Европа не допустит в свои ряды страны, где нарушаются права человека". Жаль, что ученому нельзя предъявить такой аргумент, как элементарная проверка временем. Но еще более жаль, что самая важная составляющая развития российско-балтийских отношений осталась и остается, практически, вне информационного поля. То есть говорят-то и пишут много, но все как-то загадками да намеками. А загадочного в прибалтийской тематике и впрямь хоть отбавляй.

Начнем с того, что Прибалтика - чуть ли не единственный регион, по ситуации в котором в конце 1990-х- и начале 2000-х каждые полгода внешнеполитическим ведомством готовилась специальная записка в аппарат Администрации Президента, лично Заместителю руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергею Эдуардовичу Приходько, бывшему, кстати, до своего резкого карьерного взлета начальником отдела Прибалтики в МИД России еще в начале 1990-х. Именно в этих записках суммировалась вся информация по региону и расставлялись приоритеты - с кем дружим, а с кем нет и в каком формате. В том числе, это касалось политических партий. Я не хочу сказать - плохо это или хорошо, я пытаюсь понять, почему это не касалось других, не менее, а явно более значимых регионов? Кого и почему в Администрации Президента заботила именно эта территория, как с точки зрения получения информации по ситуации, так и с точки зрения возможного влияния на процесс?

Также, не менее любопытно, почему именно эта площадка, начиная с конца 1990-х годов так жестко и так планомерно "очищалась" от представителей экспертных, журналистских кругов, сотрудников российских посольств, кто пытался выйти за грань дозволенного и понять, какие все-таки реальные интересы связывают некоторых лиц из российской политической элиты и прибалтийских деловых и официальных кругов. Как человек, побывавший и поработавший на экспертной ниве в достаточно большом количестве стран, могу сказать - так не пасли нигде. И таких жестких мер за неосторожно сказанное слово, которое могло задеть чьи-то финансовые интересы, не было нигде. Даже в странах, где сохранились остатки диктатур.

Не хочу тревожить ушедшие тени, но могу сказать одно: за 10 лет прибалтийская площадка была практически полностью "очищена" от думающих, активных людей совместными усилиями российских и прибалтийских официальных структур. Механизмов для этого было более, чем достаточно. Хотя, для того, чтобы закончиться как специалист по региону, достаточно просто стать не въездным. А это вообще особая тема и именно для Прибалтики.

Вопреки расхожему мнению, выпускники элитных советских вузов, оказавшись в различных внешнеполитических ведомствах по разные стороны границ, общались, общаются и даже имеют совместные коммерческие интересы. (Чего удивительного - труба-то одна. И "караулить" ее надо с двух сторон). Значит, внести кого-то в список "невъездных" вообще не проблема. Я дважды была в "черном списке" в Прибалтике. Один раз аж целый день, второй чуть подольше. Оба раза это было сделано по звонку из России. Я стопроцентно знаю, что мой случай далеко не единичен. Чего опасались те, кто "пасли" прибалтийскую площадку? Уж явно не предания гласности информации об их амурных похождениях в Юрмале в отеле "Лиелупе" или "дискредитации российской политики" в регионе. Полноте, наши бывшие сограждане по Союзу живут рядом, читают наши газеты, смотрят телевизор и о нашем бардаке наслышаны не меньше, чем мы.

Очевидно, что кто-то все это время, используя мощный, слишком мощный для такой мелкой лохани, как Прибалтика, административный ресурс, усердно создавал максимально безопасные условия выгодного, долговременного личного бизнеса. Почему в Прибалтике? Есть же Европа, благодатная Латинская Америка с ее офф-шорами. Много чего есть. Ответ у меня один. Этот человек или группа лиц начали создавать свой вкусный бизнес еще в тот период, когда иных "страновых" возможностей у них не было. Не Прибалтика со своими весьма скромными возможностями породила этот ажиотаж вокруг нее, а некая персоналия, имеющая огромный административный ресурс выстроила там свой огородик и покидать его не хочет, или не может в силу уже данных, а скорее, всего проплаченных обязательств. Как ни прискорбно, я еще раз не соглашусь с уважаемым мной Михаилом Васильевичем Демуриным и скажу, не игра это мидовских чиновников. Игрок сидит на Старой площади и, похоже, административный ресурс скоро может потерять. Значит, грядет неизбежная легализация капитала. А для этого надо выполнить некоторые данные обязательства: обеспечить транзит и закрыть раз и навсегда тему российско-прибалтийской конфликтности.

Татьяна Полоскова - доктор политических наук