В минувшую неделю в Венгрии нашел завершение конституционный кризис, начавшийся 26 октября. День этот теперь навсегда вошел в венгерскую историю, как "черный вторник". Напомним, что поводом к конфликту послужило решение конституционного суда о неправомочности принятого парламентом так называемого закона о 98%. В тот день сразу же после того, как пришло известие о решении конституционного суда, слово в парламенте взял председатель фракции правящей партии Фидес Янош Лазар (Lázár János). Он внес предложение, как можно быстрее внести необходимые поправки в конституцию страны, чтобы вывести из компетенции конституционного суда Венгрии текущее законотворчество венгерских парламентариев. Фактически, после этого две недели у венгерских законодателей ушло на подготовку закона, предусматривающего ограничение компетенций конституционного суда.

На фоне политического кризиса в защиту конституции и конституционного суда прошли демонстрации, организованные правозащитниками, оппозиционными партиями социалистов и зеленых. Происшествие оживленно обсуждалось в венгерских масс-медиа. Свое мнение высказали практически все видные политические и общественные деятели страны. Конфликт с конституционным судом породил шатания и разброд в самой правящей партии Фидес, в ее отношениях с младшим союзником по парламентской коалиции партии христианских демократов (KDNP). И в решающий момент безотказная машина голосования Фидес в парламенте дала сбой. Случилось это 10 ноября, и этот день мы по праву назовем "средой позора" венгерского парламентаризма.

Утром на голосование был поставлен законопроект, модифицирующий конституцию в разделе прав конституционного суда. Было предложено те законопроекты, которые не могут быть вынесены на всенародный референдум, вывести из юрисдикции этого органа.

Прошло электронное голосование, и на табло высветился результат. И оказалось, что одного голоса не хватает до необходимых двух третей квалифицированного большинства! Надо было видеть премьер-министра Виктора Орбана, председателя фракции Фидес Яноша Лазара, других партийных вождей фидесистов, смотревших на табло с итогами голосования. Изумление, растерянность, недоумение, всю гамму чувств запечатлела на их лицах для истории видеокамера. Немая сцена в духе классической драматургии.

В продолжении ограничения полномочий конституционного суда 16 ноября венгерский парламент принял другой закон. По нему определялось, что вне компетенции высшего судебного органа страны находятся законы о бюджете, налогах и пошлинах.

После этого правящая партия могла уже беспрепятственно принимать новые законы. В тот же день венгерский парламент принял в модифицированном виде злополучный закон о 98%. Норма выплаты для работников пособия при увольнении, на которую не распространяется налог, была поднята с 2 млн. форинтов до 3.5 млн. (12.7 тыс. евро). Здесь были учтены пожелания профсоюза педагогов. Для руководителей государственных служб и муниципалитетов, директоров государственных и муниципальных фирм была оставлена прежняя норма в 2 млн. форинтов. Все, что свыше того, должно будет облагаться новым налогом, исключающим, таким образом, прежние высокие суммы выходных пособий для "начальников". Удивительно, что венгерские законодатели дали закону о 98% обратную силу. Означенные категории государственных и муниципальных служащих, если они только не вышли на пенсию, должны вернуть избыточные суммы в казну с выходных пособий, полученных за предшествующие 5 лет. Фидесисты, таким образом, все-таки щелкнули по носу старую номенклатуру и заодно наказали, с их точки зрения, тайных подстрекателей конституционных судей, повинных в развитии кризиса "черного вторника". Принятие закона о 98% вернет в казну только за этот год 1 млрд. форинтов (3 млн. 650 тыс. евро). С выплаченных за прошедшие 5 лет выходных пособий в казну вернется еще больше денег. Так, к примеру, бывшему премьер-министру Венгрии Ференцу Дьюрчаню (Gyurcsány Ferenc) предстоит вернуть государству 14 млн. форинтов (51 тыс. евро), его министру финансов Яношу Верешу (Veres János) - 16 млн., а экс-министру труда Монике Ламперт (1Lamperth Móniká) - 8 млн. 700 тыс. форинтов. И совсем невероятное! Бывшему руководителю отдела кадров компании будапештского общественного транспорта BKV Элеоноре Салаине Силадьи (Szalainé Szilágyi Eleonórá) придется вернуть в казну скандальную сумму в 86 млн. форинтов (314 тыс. евро). Это какие оклады при министрах-социалистах назначила себе верхушка этой государственной компании! И почему потом все удивляются, что общественный транспорт в венгерской столице дорог, а само предприятие для государства убыточно?

Вместе с правящей партией за закон о 98% налоге из оппозиционных партий проголосовали естественно только йоббики. Здесь националисты всех мастей в венгерском парламенте оказались едины в понимании принципов общественной справедливости.

В тот же день 16 ноября венгерский парламент проголосовал за закон о налогах на доходы граждан, который вступит в силу в 2011 г. Закон имеет принципиальное значение, поскольку существовавшее до этого прогрессивное налогообложение на доходы в Венгрии отменятся. Вводится единая ставка подоходного налога в 16%. Новая система налогообложения идет на пользу прежде всего венгерскому среднему классу, на который и опирается партия Фидес. Этим же законом норма выплаты социального страхования была повышена до 10%, а выплаты в пенсионный фонд увеличены с 9.5% до 10%, что не является принципиальным.

Означенная политическая активность в направлении авторитаризма Виктора Орбана и его партии Фидес наконец-то получила негативную оценку в масс-медия "Старой Европы". 23 ноября на интернет сайте авторитетнейшей в Старом Свете газеты "Гардиан" появилась статья профессора Принстонского университета немца Яна-Вернера Мюллера (Jan-Werner Müller) "Европе нужно послать сигнал Венгрии".

В публикации содержится прямое обвинение Виктору Орбану, что он строит в Венгрии "управляемую демократию по русскому образцу". В вину нынешнему руководству страны поставлен закон, ставящий под контроль правительства масс-медиа, конституционный кризис. В заключении западный политолог рекомендует Брюсселю и странам Евросоюза применить по отношении к Венгрии за нарушение принципов демократии санкции, подобные тем, что испытала на себе соседняя Австрия после того, как в 2000 г. на ее широкую политическую арену вышел ныне покойный Йорг Хайдер (Jörg Haider).

Тем временем, институты, исследующие общественное мнение венгерских граждан, зафиксировали в ноябре продолжение роста популярности в Венгрии Фидес и ее лидера Виктора Орбана.