Ованнес Никогосян: Саммит НАТО в Лиссабоне - глобальные вызовы и армянский демарш

Москва, 24 Ноября 2010, 12:06 — REGNUM  

19-20 ноября Саммит НАТО в Лиссабоне должен был ответить на многочисленные вызовы, стоящие перед организацией, погрязшей в безуспешных усилиях противоповстанческой (counter-insurgency) операции в Афганистане и отсутствием системной и последовательной политики в регионах ее первичной ответственности. Половинчатыми успехами Альянса можно считать патрулирование берегов Сомали, где иногда удается защитить судна от пиратов, и миссию в Косово, где КFOR определенно функционирует даже более ответственно и подотчетно, чем структуры ООН. В подтверждение этому, слова бывшего министра финансов, влиятельного оппозиционного лидера Афганистана Ашрафа Гани (Ashraf Ghani), который не пожалел комплиментов об уровне прозрачности и подотчетности деятельности ISAF в противовес, по его собственным словам, безуспешности и коррумпированности миссии ООН.

Саммит в Лиссабоне, который оптимисты уже назвали "историческим", должен был ответить на все системные вызовы, стоящие перед организацией. Такие вопросы, как урезание военных расходов в европейских странах, непопулярная война в Афганистане, непонятные отношения с Россией и целый список неконвенционных угроз, таких как кибератаки и теракты, стали основными темами дискуссий и закулисных обсуждений. В эпоху посткризисного восстановления мировой экономики, Саммит выразил серьезную озабоченность в связи прогрессирующим увеличением размеров финансовых вливаний США по сравнению с европейскими союзниками. Так, если в 2000г. США предоставляли только 49% финансирования, то сегодня доля американцев возросла до 73% всего бюджета НАТО.

Саммит принял Новую Стратегическую Концепцию, в которой вполне открыто и прямо указываются новые угрозы, стоящие перед организацией в новую эпоху. Параллельно, итоговый документ саммита оставляет множество вопросов, не дающих покоя не-членам Альянса, такие как открытая возможность повторения опыта гуманитарных интервенций в кризисные ситуации во всем мире (без территориальных ограничений), когда СБ ООН - носящая бремя "главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности" (Ст. 24), окажется парализованной, как в случае с Косово и Ираком. В новой редакции концепции НАТО выражена готовность "развернуть надежные вооруженные силы, где и когда (!) это необходимо для безопасности (стран-членов)", а также "содействовать общей безопасности с партнерами по всему миру". Конечно, второй параграф все еще отмечает важность роли СБ ООН, но 3 основные миссии организации - коллективная самооборона, кризисное регулирование и кооперативная безопасность - включают положения, зачастую выходящие за рамки декларативного признания роли и места СБ. В частности, параграф 11 указывает, что нестабильность и конфликты за границами НАТО могут создать прямую угрозу для членов организации, тем самым заранее ссылаясь на положения о коллективной, в том числе превентивной, самообороне Уставов НАТО (Ст.5) и ООН (Ст. 51).

Выступающие перед молодыми лидерами атлантического мира, где автор этих строк имел честь и привилегию представлять Армению, все без исключения высшие должностные лица НАТО - от генсека Андерса фог Расмуссена и до американского генерала Дэвида Петреуса - подчеркивали, что организация продолжает опираться на свои ценности, и готова и имеет все возможности для вмешательства в любые кризисы для защиты этих ценностей, особенно когда речь идет о человеческих жизнях в целевых государствах. В частности, как организация, которая, кстати, никогда не подавала заявку в Секретариат ООН для получения статуса "региональной" (Глава VIII Устава ООН), НАТО открыто признало необходимость дальнейшей работы над стратегиями "экспедиционных операций, включая борьбу с повстанцами, миссий по стабилизации и восстановлению". Интервенции в нестабильные регионы и конфликты, по словам Расмуссена, должны оставаться на повестке НАТО, так как нестабильные и недееспособные государства за пределами границ организации также представляют открытую угрозу для стран-членов НАТО. Пример пиратства в Аденском заливе - отличная иллюстрация этих трансграничных угроз. Лиссабонскую концепцию Генеральный секретарь НАТО уже назвал "дорожной картой" на следующие 10 лет.

Но важнейшей интригой Лиссабонского саммита был вопрос все-Европейского ПРО, которую энергично продвигал президент России Дмитрий Медведев. Еще до самого саммита генсек НАТО заявил в Москве, что единая система противоракетной обороны невозможна. И тем не менее, необходимость рестарта отношений Россия-НАТО никто не ставил под сомнение, тогда как каждая из сторон представляла сотрудничество по собственному сценарию. Например, невзирая на активное несогласие России на расширение НАТО, новая стратегия включает положение о политике "открытых дверей", поддерживая и углубляя партнерство с Украиной и Грузией. С другой же стороны, Расмуссен ограничился обобщающими заявлениями на вопросы о членстве этих стран, ссылаясь на их неготовность. "Я понимаю, что Грузия имеет сильное стремление присоединиться к НАТО. Мы поможем Грузии в процессе реформ" - ограничился Расмуссен 19 ноября на встрече с молодыми лидерами. Постоянный представитель РФ при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин до начала работы Совета Россия-НАТО, 20 ноября, заявил, что принятая Новая Стратегическая Концепция создает "хорошую основу для более глубокого диалога с Россией по стратегическим вопросам безопасности". По его словам, новый документ является компромиссным между Восточной и Западной Европой в их понимании роли и места России в вопросах европейской безопасности.

Армянский след в Лиссабоне

На прошлый уикенд Лиссабон - до сих пор помнящий своего великого армянского мецената Галуста Гюльбенкяна - превратился в политическую столицу планеты. Сады, музеи и улицы имени Гюльбенкяна разбросаны по всему городу. Из-за плотного графика работы во время Саммита, автору этих слов не посчастливилось увидеть все эти достопримечательности, однако, по иронии судьбы, в последний день пребывания в этом славном городе уже когда все закончилось, умудрился потеряться.... именно на улице Гюльбенкяна.

В итоге всех обсуждений была принята Декларация Лиссабонского Саммита НАТО, который, вместе с стратегической концепцией, представляет обобщенное понимание состояния международной безопасности в видении стран-членов. Предметом активных обсуждений стал 35 параграф этого документа, относительно замороженных конфликтов на территории б-СССР - на Южном Кавказе и в Молдавии. За день до официального начала работы Саммита, пресс-секретарь президента Армении распространил заявление, в котором армянская сторона подвергла жесткой критике однобокую позицию Альянса и оповестила всех о бойкоте приглашения. Согласно этому заявлению, армянская сторона отмечала, что хотя сотрудничество в Североатлантическим альянсом является важной составной частью национальной безопасности Армении, тем не менее Ереван считает неприемлемыми принятие обобщенных формулировок по южнокавказским конфликтам. В заявлении особо подчеркивалось, что такой подход является еще более опасным сегодня, принимая во внимание "беспрецедентный рост военных расходов Азербайджана и анти-армянскую риторику руководства этой страны".

В целом, разногласия между Арменией и НАТО не появились неожиданно и только сегодня. Еще на пресс-конференции в Брюсселе в мае с.г. с генсеком НАТО фог Расмуссеном президент Серж Саргсян подчеркнул необходимость сбалансированного подхода организации к карабахскому вопросу, подметив, что в будущем документы и резолюции НАТО должны быть в духе заявления министров ОБСЕ, озвученного в декабре 2009 года. Более того, когда в августе стало ясно, что ПА НАТО планирует обсудить и принять резолюцию по Карабаху, спикер парламента Армении Овик Абрамян обратился с письмом к председателю ПА с призывом не вмешиваться в переговорный процесс, напомнив, что это исключительная миссия Минской группы ОБСЕ.

Отсутствие принципа национального самоопределения, закрепленного в Хельсинкском Заключительном Акте, в итоговом документе НАТО не может не настораживать армянскую дипломатию. Хотя НАТО не имеет международного мандата для того, чтобы непосредственно заниматься карабахским урегулированием, но мнение этой авторитетной военно-политической организации не может игнорироваться. В этом отношении, кажется, было принято правильное решение отказаться от участия на Саммите на высоком уровне, ограничившись только присутствием министров обороны и иностранных дел, тем самым "освобождая" себя от политического обязательства признания значимости данного документа на государственном уровне. Это, естественно, не означает, что Армении удалось нивелировать значимость анти-армянских положений декларации, но заявить о своем несогласии и, фактически, непризнании этого документа, президент был обязан, что и было сделано. Важно осознать, что Армения не является членом Альянса, и соответственно не имеет права голоса в принимаемых Североатлантическим Советом декларациях - и в таких неординарных случаях бойкот является единственно приемлемой формой демарша. В отличие от той же Грузии и Азербайджана, дипломатия и внешняя политика Армении никогда не отличались своей публичностью, т.е. министры ИД и президенты всегда были склонны не афишировать свою международную деятельность в промежуточных этапах, или иными словами - не тратить ресурсы на пиар в стремлении отвести внимание народа от реальной картины. На этом фоне, на уровне общественного восприятия Армении, внешняя политика Азербайджана, при прочих равных условиях, отличается "организованностью" и "мощью", тогда как в реальности власти этой страны делают большой шум из ничего, в надежде создать иллюзию движения вперед. Яркий пример этому - активная пропаганда властями этой страны, например, резолюций Организации Исламская Конференция, которые в реальном выражении не играют ровно никакой роли в международной политике, и кроме Азербайджана никто (кроме Пакистана, формально находящегося с Арменией в состоянии войны), даже сами страны ОИК не вспоминают. В этот же список можно включить резолюции ПАСЕ, которые штудируются азербайджанскими, турецкими и другими маргинальными депутатами и опять активно пропагандируются азербайджанской стороной, как "весомое доказательство" поддержки международного сообщества. Армянская же сторона, по разным объективным и субъективным причинам никогда по большому счету не придерживалась концепции публичной дипломатии, и свои успехи (также как и провалы) оставляет в пределах узких коридоров власти. Отличный пример - принятая ЮНЕСКО резолюция от 17 ноября, которая объявила армянские хачкары неотъемлемой частью своего нематериального культурного наследия. По армянским медия-ресурсам прошли короткие заметки на эту тему только в день принятия резолюции, и все, тогда как в коридорах ЮНЕСКО шла активная борьба азербайджанцев против армянской делегации. С точки зрения общественного управления, может это и ошибочная концепция, и любая конструктивная критика на этот счет была бы уместной.

Оппозиционные силы Армении сразу после принятия Лиссабонской Декларации выступили с резкой критикой властей, которые, по их мнению, допустили провал внешней политики. Принимая логичность части аргументов, тем не менее следует обратить внимание на безосновательность, например, заявлений о том, что "до этого НАТО, говоря о карабахской проблематике, всегда ссылался на Минскую группу ОБСЕ", а впредь, значит, не признает этот формат. Авторам таких политических заявлений следовало бы еще раз просмотреть декларацию, 35 параграф которого, в числе прочих, указывает на необходимость "уважения текущих переговорных форматов". Как сказал в закулисных обсуждениях один из американских дипломатов, "оппозиция для того и существует, чтобы критиковать власти".

Несомненно, предстоящий Саммит ОБСЕ в Астане 1-2 декабря станет нелегким тестом для армянской дипломатии, от решений саммита, если таковые появятся, будет зависеть мир или война в Карабахе. Сегодня все другие разговоры и суждения о резолюциях ОИК, ПАСЕ, НАТО и "Организации приграничных государств Азербайджана" будут существенно скорректированы после Астаны.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Guardian: «Ради сделки с Россией по Сирии Трамп принесет Украину в жертву»
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна