Более 839 обращений от тюменцев поступило за 6 месяцев текущего года в городское управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг. За аналогичный период 2002-го - 404. Специалисты рассматривают заявления и обращения граждан, оказывают консультационную и практическую помощь по вопросам законодательства о защите прав потребителей, проводят проверки хозяйствующих субъектов, осуществляют досудебную и судебную защиту прав.

Как сообщили в управлении, наибольшее число обращений связано с нарушенными правами потребителей в сфере торговли (75% или 637 обращений). И только 202 из них связаны с проблемами, возникшими при оказании услуг или выполнении работ, в том числе в такой сфере жилищно-коммунального обслуживания, как содержание и эксплуатация жилого фонда (16% или 33 обращения).

Обобщение результатов проведенной работы показывает, что в подавляющем большинстве случаев требования, выдвигаемые, потребителями в заявлениях и претензиях к продавцам или изготовителям, законны и обоснованы (564 человек из 839). Так, жители поселка Энтузиастов жаловались на нерегулярность графика движения автобусов 84 маршрута. В результате рассмотрения жалобы график движения восстановлен.

Большой проблемой для многих тюменцев стало качество выполненных работ по вставке пластиковых окон. Уплатив значительную сумму денег, потребители длительное время не могут самостоятельно урегулировать возникшие претензии по качеству работ. Например, на протяжении 5 месяцев предприятием ООО "Народные окна" не решался вопрос по устранению недостатков выполненной работы жителю поселка Боровский. Длительное время окна "плакали", что создавало в квартире повышенный уровень влажности, в результате даже одежда хозяев квартиры пропахла плесенью. На сегодня проблема решена.

Другой пример: по жалобе потребителя специалистами управления по защите прав потребителей совместно с прокуратурой и антимонопольным комитетом была проведена проверка работы одного из предприятий по химической чистке одежды. В результате установлено, что исполнитель незаконно ограничивает права потребителей на возможное предъявление претензии по качеству услуги, так как в типовом договоре (квитанции) включено условие, что она может быть предъявлена только в момент получения заказа. Данное положение противоречит федеральному законодательству, и за нарушение действующего законодательства руководитель был оштрафован на 10 тысяч рублей. Управление провело совещание с руководителями всех предприятий города, занимающихся химической чистки одежды, и потребовало незамедлительно устранить противоречия, содержащиеся в квитанциях-заказах.

Большой проблемой для покупателей остается приобретение некачественной обуви. 33% обращений связано с ней. Продавцы индивидуальных предпринимателей, арендующих торговые площади в магазинах (например, ТЦ "Океан"), на рынках города отказывались принимать у потребителей заявления о продаже им товара ненадлежащего качества, ссылаясь на то, что предприниматель не разрешает это делать. Кроме того, бизнесмены запрещают сообщать почтовый адрес для направления претензии, что является грубым нарушении Закона РФ "О защите прав потребителей". С этой проблемой специалисты борются посредством постановления главы Тюмени, которое позволяет приостанавливать и прекращать торговлю товаров, не сопровождающихся достаточной и достоверной информацией для потребителей.

Неграмотность продавцов иногда носит просто курьезный характер. Потребителю было отказано в расторжении договора купли-продажи в связи с тем, что продавец считал - летние туфли развалились из-за большого веса владельца. Таких дефектов ГОСТы не содержат. Управление разъяснило руководству ООО "Эбрисс" Закон "О защите прав потребителей", и покупателю были возвращены деньги.

В целях повышения уровня знаний у индивидуальных предпринимателей и специалистов организаций, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципального образования, управление регулярно проводит семинарские занятия по изучению действующего законодательства по защите прав потребителей.