В очередном номере популярного венгерского журнала "Héti Vilag Gazdaság" ("Мировое хозяйство за неделю") опубликована статья Ивана Миклоша Сегё (Szegő Iván Miklós) под названием "Memento 1917 год: венгерский король мечтал о польской короне?". Статья посвящена вопросам региональной геополитики в конце Первой мировой войны. Тогда Россия все более тонула в революционном хаосе, и в тот момент, когда к власти в Петрограде пришли большевики, в Берлине шли "германо-австрийско-венгерские" переговоры об "окончательном решении польского вопроса".

7 ноября (25 октября старого стиля) министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Оттокар Чернин на приеме у германского императора Вильгельма II изложил план раздела завоеванных у Российской империи территорий. Содержание переговоров не держалось в секрете и суть предложений О.Чернина стала известна тогдашним журналистам. О них появились сообщения в австрийских, венгерских и немецких газетах.

Итак, по австро-венгерским предложениям австрийская Галиция (Краков-Лемберг (Львов )) присоединялась к Зависленскому краю Российской империи (бывшее Царство Польское). Эта часть провозглашалась "Польским королевством". Историческая Речь Посполитая не восстанавливалась. Литва объединялась с Курляндией и присоединялась к Германской империи. А Польское королевство на началах личной унии соединялось с Венгерским королевством. Венгерский король Карл Габсбург (он же австрийский император) становился по совместительству еще и польским королем. В Польском королевстве вводилось внутреннее устройство, напоминающее венгерское. Двуединая монархия преобразовывалась таким образом в триединую, а по существу в союзное государство Австрии (с Чехией), Венгрии и Польши.

Полякам Германия предоставляла свободное плавание по нижнему течению Вислы с выходом в Балтийское море. Поэтому позднейшей проблемы "польского коридора" не возникало. Фактически речь на берлинских переговорах шла о несостоявшемся новом разделе Польши. Только теперь участниками дележа были не Россия, Пруссия и Австрия (как это было в конце XVIII века), а Германия и Австро-Венгрия.

Предложение графа Чернина, по-видимому, не понравилось Берлину. Немцы посчитали подобное решение "скоропалительным". На продолжившихся переговорах Берлин предложил свой план создания, как теперь говорят, "единого экономического пространства" в Центральной Европе. Общие таможенные правила должны были объединить территории Германии с "Австро-Венгро-Польским" государством. Немцы предложили создать и объединенные вооруженные силы.

Однако в дальнейшем дела пошли так, что Центральные державы потерпели полное поражение в Первой мировой войне, и "польский вопрос" был решен другой противоборствующей стороной в конфликте - Антантой - совсем в другом ключе.

Мы неслучайно пересказали вкратце содержание этой особо ничем не примечательной статьи. Заметим, что означенный текст сугубо исторического содержания не является профессиональным научным исследованием. Он помещен в непрофильном для публикаций подобного рода издании. Написана статья не профессиональным историком, а журналистом. Поэтому очевидно, что означенная публикация на самом деле имеет актуальный политический характер и своим содержанием созвучна внешнеполитическим идеям, высказанным в последний месяц на различных мероприятиях премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Из них важнейшие - это пресс-конференция по итогам работы в Брюсселе 29 октября и программное выступление на IX Венгерском постоянном совещании по проблемам зарубежных соотечественников (MÁÉRT).

Они сводятся к следующим тезисам:

- После всемирного экономического кризиса Европа не может работать на основе старых правил;

- После кризиса Европа тогда станет конкурентоспособной, когда удастся дать поле деятельности группам государств внутри ЕС;

- Венгерская нация принадлежит к семье великих наций. Благодаря новой национальной политике венгерская нация едина и "вместе пишет книгу венгерской национальной истории";

- Настоящий кризис предоставляет большие возможности Венгрии. Порвать надо с "фальшивыми реалистами", которые утверждают, что судьба Венгрии решается за ее пределами;

- Специальная миссия Венгрии заключается в переустройстве сотрудничества в Карпатском бассейне и в регионе Центральной Европы. Это соответствует национальным интересам страны;

- Венгерская миссия заключается в том, чтобы центрально-европейская политика стала плодотворной: в экономике, развитии инфраструктуры и в общей политике развития. И, возможно, в совместном военном сотрудничестве, но "разумеется, в рамках НАТО и ЕС".

- Новая центрально-европейская политика, а внутри нее усиление сотрудничества по линии север-юг, не является идеологическим выбором Будапешта.

Сделаем на основании вышеизложенного вывод. Заявленная внешнеполитическая цель нового венгерского кабинета амбициозна. Согласно видению В.Орбана, рамки венгерской политики не ограничиваются Карпатским бассейном - зоной традиционного интереса Венгрии. Они гораздо шире. Речь идет ни много ни мало, а о построении сотрудничества в рамках целого региона Центральной Европы для отстаивания общих интересов против России и Старой Европы. Но тогда путь к новой политической конфигурации стран Новой Европы в регионе лежит через польско-венгерский союз. И его еще только предстоит создать.