На минувшей неделе Генконсульство США отметило День Америки в Калининграде. Как сообщает "Калининградская правда", ссылаясь на прибывшего в Калининград Генкосула США в Санкт-Петербурге Морриса Хьюза, тем самым "знаменуя официальный переход Калининграда из Московского консульского округа в округ Генерального консульства США в Санкт-Петербурге и отдавая дань растущему числу связей между жителями Калининградского региона и США". По словам М. Хьюза, изменение консульского округа принесет жителям Калининграда реальные плюсы. Прежде всего, калининградцы смогут получать американские визы в Генконсульстве США в Санкт-Петербурге, используя калининградское представительство DHL, что позволит сэкономить время и избежать дополнительных поездок в ходе оформления виз.

Похоже, что проблемы, связанные с транзитом по территории Литвы, еще долго не будут давать покоя многим. Сначала десятки высаженных пассажиров, путешествующих по железной дороге. Теперь на первый план вышла другая тема - автомобильное сообщение. Сотни большегрузных автомобилей простаивают на белорусско-литовской границе. Как сообщает "Каскад", в первую очередь речь идет о большегрузных фурах, которые после 1 июля застряли в Гудогае - на белорусско-литовской границе. Дальнобойщики выехали в "большую Россию" еще в июне. И были уверены, что смогут вернуться в Калининградскую область и после 1 июля - с помощью внутренних российских паспортов с "калининградскими" вкладышами. Однако литовские пограничники пропускают только те фуры, у водителей которых наличествуют загранпаспорта с открытыми визами. По данным руководителя регионального представительства АСМАП (Ассоциации международных автоперевозчиков) Николая Кудряшова, в начале недели в Гудогае уже находилось около 500 фур. Автомобильная пробка на белорусско-литовской границе "рассосалась" только после вмешательства уполномоченного по правам человека Олега Миронова. По данным "Комсомольской правды в Калининграде", вначале границу пересекли 53 из 210 грузовых автомобилей. А на следующий день были пропущены остальные. "Калининградская вечерка" приводит мнению губернатора области Владимира Егорова по этому вопросу: "Какие бы мы планы не строили, а Евросоюз сегодня пока не идет на предметное обсуждение проблематики калининградского грузового транзита, тем самым срывая договоренности, достигнутые на саммите Россия-ЕС в ноябре 2002 года. Думаю, сложилась ситуация, когда вопрос грузового транзита следует поднять на политический уровень в контактах с руководством ЕС".

"ЛУКОЙЛ" предоставил общественности Калининграда аргументы в пользу экологической безопасности разработки месторождения Д-6. Компания "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" на своем терминале в поселке Ижевское под Светлым провела рабочую встречу с представителями региональных общественных организаций, научных кругов и СМИ, чтобы проинформировать о ходе реализации проекта добычи нефти на шельфовом месторождении "Кравцовское" (Д-6). За небольшим исключением общественные организации вняли аргументам "ЛУКОЙЛа" о безопасности добычи нефти и высказали коллективное "за" - проекту быть. Как заявил гендиректор "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" Юрий Каджоян, представляя проект на общественное обсуждение, компания шла по пути "презумпции виновности" - исходя из того, что проект экологически опасен. В итоге мнения экспертов полностью опровергли изначальный постулат. Ю. Каджоян высказался и по поводу неодобрительного отношения к проекту Д-6 сейма Литвы: "Мы работаем в российских территориальных водах, и Россия, между прочим, выполняет все взятые на себя обязательства. Мы, кстати, задали литовцам 16 вопросов по поводу экологической обстановке вокруг терминала в Бутинге под Клайпедой и ни одного ответа не получили. Добавлю, что локальный мониторинг экологической ситуации в районе месторождения Д-6 идет постоянно". ("КП-Калининград"). Вместе с тем, региональное экологическое движение "Экозащита" назвало "профанацией" это мероприятие. "Убедить высокопоставленных чиновников, представителей общественных организаций и журналистов в экологической безопасности проекта Д-6 не представляется возможности, поскольку убедиться в чем-либо за время краткой экскурсии по заводу, на котором строится морская платформа, нереально", - говорится в заявлении "Экозашиты". (REGIONS.RU). Ущербность проекта, по мнению зеленых, состоит в недостаточном обосновании рисков и расчете ущербов. Так, занижен ущерб, наносимый рыбному хозяйству, не определен ущерб, наносимый местным жителям, принимающим туристов; не определен и не заложен в проект ущерб, связанный с разрушением и даже полным уничтожением Куршской косы. Также, по мнению "Экозащиты", занижен уровень максимально возможной аварии, не разработаны мероприятия, связанные с трансграничным переносом загрязнения, план ликвидации аварийных разливов рассчитан на дневное время суток и отсутствие осадков, оборудование для ликвидации последствий аварийных разливов рассчитано на шторм не выше трех баллов.

Межведомственная группа Совета Безопасности завершила свою работу в Калининграде. Она рассматривала ход выполнения решений, принятых по проблемам региона в 2001 году. Однако, изменившаяся ситуация требует и совершенно новых мер. Речь зашла даже об открытии в Калининграде представительства Минтранса для разрешения самых последних сложностей, выявившихся после введения новых правил транзита через Литву. Крайне остро на совещании совбезовской группы был поставлен вопрос о перевалке грузов. Особенно обеспокоены этим военные ведомства. За последние 10 лет объем военных перевозок резко сократился. Этот вопрос не сможет решить даже паромное сообщение с остальной Россией. Что касается нового варианта закона об Особой экономической зоне, то заместитель секретаря Совбеза Олег Чернов заявил, что для Госдумы вопросы Калининградской области должны быть приоритетными. Рекомендации межведомственной комиссии лягут в основу специальной программы по основным направлениям развития области. В ближайшее время этот документ будет представлен Президенту России. Между тем О. Чернов указал на целый ряд нестыковок и бюрократических проволочек. Так, как пишет "Калининградская правда", МВД России, "несколько зациклившись на искоренении из своих рядов "оборотной в погонах", не спешит решать вопросы, в большей степени на данном этапе затрагивающие интересы законопослушны граждан". В частности, по словам О. Чернова, у руководства МВД не дошли руки, чтобы издать приказ во исполнении межправительственного соглашения между РФ и Литвой о новых правилах транзита. Согласно этому соглашению, несовершеннолетним россиянам проезд в Калининград и обратно по внутригражданским паспортам родителей. В документы достаточно только вклеить фотографии детей. Однако паспортно-визовый службы на местах не получили соответствующего распоряжения. В итоге у многих людей срываются планы по проведению летнего отпуска.

С 1 января долги муниципальных образований Калининградской области за потребленные топливно-энергетические ресурсы выросли в 1,5 раза и на 1 июля составляют более 344 миллионов рублей. В администрации области по этому поводу прошло специальное совещание, на котором чиновники заявили журналистам, что рост тарифов на ЖКХ неизбежен. Другого способа вытащить предприятия жилищно-коммунального хозяйства из долговой ямы чиновники обладминистрации не видят. "Основные причины роста задолженности - бюджетное недофинансирование и несовершенное тарифное регулирование", - сообщил заместитель губернатора, курирующий ЖКХ, Сергей Лаптев. ("КП-Калининград"). По данным С. Лаптева, общая сумма долгов бюджетов всех уровней перед предприятиями ЖКХ перевалила за 1,5 миллиарда рублей. Сами тарифы не подтверждены темпом роста цен на топливо. Вывод - поднять тарифы до 90 % от реальной стоимости услуг ЖКХ (сейчас население Калининграда оплачивает около 60 %. - ИА REGNUM.)