В Нью-Йорке лидеры разделенного Кипра встретятся с генсеком ООН Пан Ги Муном, чтобы попытаться не допустить провала переговоров о воссоединении. Генсек ООН намерен выслушать президента греческих киприотов Димитриса Христофиаса и лидера турецких киприотов Дервиша Эроглу, чтобы выяснить, смогут ли они договориться о выходе из тупика, грозящего сорвать длящиеся более двух лет переговоры.

ООН вложила много сил в эти переговоры, которые характеризуются сейчас наблюдателями как наилучший шанс урегулировать спор, препятствующий вступлению Турции в ЕС. Отметим в этой связи, что Турция уже сделала некоторые шаги в сторону решения этого вопроса. Недавно в Анкаре состоялось специальное совещание между президентом Турции Абдуллой Гюлем и лидером Турецкой Республики Северного Кипра Дервишем Эрголу. Они подписали специальный протокол, в котором отмечается факт значимости, которую придают стороны вопросу выплат компенсаций грекам за недвижимость на оккупированных территориях, а также подчеркивается необходимость усилить влияние компенсационной комиссии для ускорения работы по изменению земельного кадастра. То есть Турция пытается решать вопросы о компенсациях в рамках взаимного погашения убытков и выйти таким образом из ситуации, при которой кипрские греки выступают исключительно как пострадавшая сторона. Но правда и в том, что в данном случае Анкара выступала не с самостоятельной инициативой, а все же под давлением решения Европейского суда по правам человека, которое не признало правительства Никосии, усматривая в этом один из способов сохранить права на оккупированные территории. Более того, правительство республики Кипр "заявило о своем принципиальном неприятии раздела острова и готовности продолжать работать над тем, чтобы положить конец оккупации Турцией северных территорий страны". Однако для Турции эта проблема уже выглядит в ином свете: в последнем докладе Еврокомиссии ее призвали "наряду с необходимостью нормализовать свои отношения с греческим Кипром, предпринять шаги для завершения диалога, начатого с Арменией подписанием соглашения в 2009 году". То есть, кипрская проблема и так называемый армянский вопрос оказались выстроенными в один политический ряд, несмотря на то, что несут в себе качественно разные характеристики.

Тридцать шесть лет назад, в ходе операции "Атилла" Турция оккупировала северную часть Кипра. В 1983 году была образована Турецкая республика Северный Кипр, которая и сегодня остается не признанной мировым сообществом. Сегодня на Северном Кипре размещен многотысячный контингент турецкой армии. Тогда, в период "холодной войны", когда статус Турции в роли "южного форпоста НАТО" сохранял еще свое значение, Запад мирился со сложившимся положением. Но в последующее время ситуация резко изменилась. Кипр стал членом Европейского Союза. Турция оказалась вынужденной приспосабливаться к новой ситуации, чтобы не остаться за бортом Европы. Правда, существовал шанс пробить эту блокаду в случае ратификации подписанных с Арменией цюрихских протоколов. Но этот процесс был блокирован Азербайджаном. В этой связи президент Турецкой республики Абдула Гюль пытался было сыграть на идее об "особом исключительном положении Турции". По его словам, "некоторые европейские лидеры неправильно видят будущий мировой порядок в перспективе ближайших двадцати, пятидесяти, семидесяти лет", и призвал учитывать факт, что "международный политический баланс смещается на восток, в Азию, и для ЕС крайне необходимо дать Турции членство в Европейском союзе". Не похоже, что турецкая дипломатия играет свою роль уже на фоне " уходящей геополитической натуры" и сталкивается с новым ворохом проблем иного свойства. По диагностике европейцев, Турция не может урегулировать отношения с соседними странами "из-за своей нетолерантности и неумения уважать позиции других государств". Правда, на состоявшемся на днях в Анталии заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), председатель ПАСЕ Мовлуд Чавушоглу и председательствующий в Комитете министров ПАСЕ глава МИД Турции Ахмет Давудоглу заявляли, что они "исполнят свои обязанности как европейцы, а не как турки". Но эти слова о "создании важной с точки зрения будущего Европы культуры толерантности и сосуществования в противовес расизму, дискриминации и радикализму" воспринимаются в Европе как, прежде всего, "продукт внешнего потребления". Что же касается внутренней политики Анкары, то по этому поводу американский эксперт, глава неправительственной организации "Проект для демократий переходного периода" Брюс Джексон, говоря о мирном сосуществовании религий, обратил внимание на то, что если Анкара считает ислам неотъемлемой частью культурного наследия Европы, то должно быть признано и то, что и христианство является частью культурного наследия Турции. А пока турок не пускают в Европу, а в условиях кризиса стали постепенно выдавливать турецкую дешевую рабочую силу с европейского континента. При этом вопрос соблюдения европейских стандартов гражданских свобод в Турции практически используется Брюсселем в качестве всего лишь благовидного предлога для осуществления такой политики. Выбраться из выстроенной ловушки Турции будет непросто. Если же турецкой дипломатии удастся все же совершить прорыв на "христианском направлении" - урегулировать кипрскую проблему и нормализовать отношения с Арменией - то это будет уже совершенно другая страна.