Президент Узбекистана Ислам Каримов на совместном заседании обеих палат парламента республики предложил принять новую редакцию закона "О нормативно-правовых актах", передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

"Действующий закон был принят десять лет назад. Вместе с тем расширение, усложнение законотворческого процесса, значительно возросшие требования к качеству, обоснованности нормативно-правовых актов требуют создания новых, более эффективных механизмов обеспечения законности в этой сфере, соответствия принимаемых нормативно-правовых актов законам, потребностям социально-экономических, общественно-политических реформ", - отметил глава Узбекистана. Он также предложил внести изменения и дополнения в 29 и 31 главы Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, предусмотрев порядок, в соответствии с которым такие меры процессуального принуждения, применяемые на стадии досудебного производства, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение, могут быть осуществлены только с санкции судьи.

"Передача этих полномочий от прокурора органам суда позволит усилить судебный контроль при производстве дознания и предварительного следствия, расширить сферу применения института "хабеас корпус" в уголовном процессе, обеспечить реализацию общепризнанных принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод граждан", - подчеркнул Ислам Каримов.

По его словам, предлагается внести изменения в статью 439 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, предусмотрев в ней норму, в соответствии с которой обязанность оглашения обвинительного заключения по делу в суде первой инстанции возлагается исключительно на прокурора. В действующем законодательстве обязанность государственного обвинителя (прокурора) по оглашению обвинительного заключения в судебном заседании четко не определена. В связи с этим обвинительное заключение нередко оглашается судьями, что не соответствует функциям и предназначению суда. Внесение в уголовно-процессуальное законодательство указанной нормы будет способствовать обеспечению независимости, объективности, беспристрастности суда, усилению принципа состязательности в уголовном процессе.

"Представляется целесообразным исключить из статьи 321 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан полномочия суда, в соответствии с которым он обладает правом возбуждать уголовное дело. Как известно, возбуждение уголовного дела является задачей прежде всего органов дознания и предварительного следствия, других силовых органов, осуществляющих уголовное преследование. При этом от суда требуется объективно оценить законность и обоснованность предъявленного лицу обвинения. В то же время возбуждение судом уголовного дела, то есть совершение им процессуального действия, которое, по сути, является началом уголовного преследования со всеми вытекающими отсюда последствиями, переводит суд в категорию участников этого преследования, что не соответствует его высокому предназначению - осуществлять правосудие", - резюмировал президент Узбекистана.