В марте 2003 года из обзора эстонской прессы, опубликованного ИА REGNUM (http://www.regnum.ru/allnews/98886.html), стало известно, что одна из крупнейших угольных компаний России "Кузбассразрезуголь" (КРУ) участвует в строительстве угольного терминала в Таллинском порту. На первый взгляд, в этом нет ничего удивительного. Однако ранее - опасаясь противоречий с политикой правительства максимального переноса российского транзита в российские же порты - "Кузбассразрезуголь" всячески опровергал свою причастность к строительству терминала, а в российской печати сведения о проекте проходят в качестве "неподтвержденной информации" или "неофициальных данных". Поэтому теперь заявления исполнительного директора эстонской Ассоциации транзита Андруса Куусмана о проекте российского терминала в Таллине как деле решенном воспринимаются уже совсем в ином свете.

Андрус Куусман заговорил об успехах эстонского транзита в 2002 году: "Что касается транзита, то минувший год был весьма успешным (...) Таллинский порт значительно вырос (...) Порт в течение прошлого года принял очень крупные инвестиционные решения. Во-первых, о строительстве угольного терминала (совместный проект с "Кузбассразрезуголь"), который уже в 2005 году должен войти в строй и быть готовым перевезти миллионы тонн угля" ("Бизнес-среда". Эстония).

Первые сведения о начале строительства угольного терминала для обслуживания "Кузбассразрезугля" появляются в октябре 2002 года. "Коммерсант" (КУЗБАССКИЙ УГОЛЬ УПЛЫВЕТ ИЗ ТАЛЛИНА. 2.10.2002) сообщил, что строить угольный терминал в Таллинском порту Мууга (Muuga) будет специально созданная для этой цели компания-оператор Coal Terminal, с которой вечером 30 сентября администрация Таллинского порта подписала соответствующее соглашение: "Проектная мощность всего комплекса - 5 млн. т. Основным клиентом названа российская компания "Кузбассразрезуголь", контролируемая Уральской горно-металлургической компанией (...) В неофициальных комментариях специалисты Таллинского порта заявляют, что через резидента в Эстонии (имеется в виду АО Coal Terminal - Ъ) российские компании вложат в проект собственные средства". Вместе с тем, отмечает "Коммерсант" (2.10.2002): "Заместитель генерального директора торгового дома "Кузбассразрезуголь" Дмитрий Носов заявил "Ъ", что его компания расценивает маршрут экспорта угля через Эстонию как самый сложный, и информацию об участии КРУ в проекте опроверг". Эстонская сторона опровергать заведомо достоверную информацию не спешила. Более того - "Деловые ведомости" (2002 - ГОД ПОХИЩЕНИЯ ЕВРОПЫ. Таллин. 18.12.2002) строительство угольного терминала считают одним из важнейших событий прошедшего года для Эстонии: "Таллиннский порт и фирма Coal Terminal AS подписали договор о строительстве угольного терминала на общую сумму примерно 1 млрд. крон. За Coal Terminal просматривается российская фирма Rosco, тесно связанная с концерном "Кузбассразрезуголь". Если все сладится, Таллинн превратится в один из крупнейших на Балтике пунктов перевалки угля". Из другой публикации эстонских "Деловых ведомостей" (УГОЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ ЭСТОНСКИХ ПОРТОВ. 2.10.2002) можно узнать о примерных объемах инвестиций: "Компания Tallinna Sadam (Таллинский порт) 30 сентября подписала с фирмой Coal Terminal AS договор о строительстве в порту Мууга угольного терминала, рассчитанного на перевалку 5 миллионов тонн угля в год. Порт вложит в создание причалов и площадок около 600 млн. крон ($37,5 млн), его партнер - 350 млн. крон в строительство суперструктуры".

Внятного ответа на вопрос, почему "Кузбассразрезуголь" не афиширует своего участия в строительстве Таллинского угольного терминала в прессе так и не дано. Куда более открыто идет обсуждение постройки при участии КРУ еще одного угольного терминала - порта в Усть-Луге (Ленобласть). Ирония как раз в том и заключается, что изначально порт в Усть-Луге планировался для устранения "зависимости стратегического экспорта от услуг портов стран Балтии". "Чем быстрее здесь заработает угольный терминал, тем скорее Россия перестанет терпеть убытки от транзита твердого топлива через Ригу и Таллин" -, заявлял Виктор Калюжный - 1999 году министр топлива и энергетики России. Строительство порта в Усть-Луге стало одним из главных начинаний Вадима Густова. После избрания на пост губернатора Ленобласти в 1996 году он заявил: "Основой же реформ в области станет строительство портов (...) Россия получит огромную выгоду, отправляя уголь через свои, а не через чужие порты". 3 июля 2003 на страницах "Парламентской газеты" Густов вспоминает былое: "Когда я был губернатором Ленинградской области, сделали подсчеты: полтора миллиарда долларов как минимум не получает бюджет России и Ленинградской области, нелогично". Строительство угольного порта - в Усть-Луге отдельная история и логичного в ней мало. Совсем недавно в многолетней стройке угольного терминала в Усть-Луге случилось знаменательно событие, о чем и сообщают "Санкт-Петербургские ведомости" (1.7.2003): "В жизни таможенного поста Усть-Лужский произошло важное событие: состоялось оформление не совсем обычного для нашего региона груза - экспортного угля. Началась коммерческая эксплуатация первой очереди угольного терминала морского торгового порта "Усть-Луга". Первый пусковой комплекс угольного терминала, способный обеспечить отправку через терминал до 1 млн. тонн угля в год, приступил к регулярному приему и перевалке продукции". См. также: http://www.newspb.ru/allnews/119401/

По мнению газеты "Деловой Петербург" (3.10.2002) именно "конфликт и затягивание сроков строительства порта в Усть-Луге привели к появлению альтернативного проекта угольного терминала в эстонском порту города Таллина мощностью 5 млн. тонн в год". Издание также отмечало, что угольный терминал в эстонском порту "может стать главным конкурентом Усть-Лужского комплекса". Подобного рода предостережений в российской прессе можно набрать больше десятка. С другой стороны, эстонская пресса считает, что даже если терминал в Усть-Луге в 2003 году сможет пропустить до 4 миллионов тонн угля, "этого для нынешних российских объемов экспорта совершенно недостаточно. Угольной промышленности России новые портовые мощности на Балтике нужны как воздух", - писали ("Деловые ведомости". Таллин. 2.10.2002)

Известно, что "Кузбассразрезуголь" - один из лидеров среди российских экспортеров угля и объемы экспорт намерен только наращивать: http://www.regnum.ru/allnews/22271.html

"Русский фокус" (ИГРА С УГЛЕМ. 3.3.2003)попытался "разобраться в хитросплетениях отечественного рынка угля": "Если верить статистике, экспортные пути российского угля меняются постоянно. По словам Александра Целько, начальника Западно-Сибирской железной дороги, в 2001 г. основными направлениями экспортных перевозок по Запсибу были Великобритания и Турция. В 2002 г. главным зарубежным получателем угля стал Кипр. Это подтверждают и таможенные отчеты. В первой половине прошлого года кипрские компании купили 15, 9 млн. т. российского угля. Отечественный уголь пользуется неизменным спросом и на Виргинских островах и в Ливане. Можно подивиться любви столь теплых и экзотических стран к нашему угольку. Но только если забыть о том, что все это оффшорные зоны, т. е. реальные Tax-free".

"Континент Сибирь" (Новосибирск. 21.12.2001) сообщил, что "по подсчетам налоговых органов Кузбасса, из-за посреднических фирм, зарегистрированных в свободных экономических зонах, бюджет Кемеровской области ежегодно теряет более миллиарда рублей". В беседе с корреспондентом "Континент Сибирь" начальник управления ФСНП по Кемеровской области Максим Бешенцев, впоследствии сохранивший за собой названную должность до 1 июля 2003 года, привел следующий пример: "В текущем году (2001) УФСНП совместно с налоговой инспекцией проверило посредническую фирму "Кузбасские угли", зарегистрированную в ЭЭР "Алтай". Эта структура работала непосредственно с объединением "Кузбассразрезуголь", вернее, с Торговым домом "Сибирский уголь", осуществлявшим все сделки с сырьем, добываемым на разрезах объединения. По сути, фирма "Кузбасские угли" - это один кабинет, арендованный в здании "Кузбассразрезугля", два сотрудника и счет, через который проходили деньги. В этой фирме проходила первая наценка товара, далее уголь уходил по адресу другой фирмы, зарегистрированной в оффшорной зоне Калмыкии, и уже там продавался по рыночной цене. Совместной проверкой была установлена неуплата налогов на сумму 1 млрд. 230 млн. рублей (вместе со штрафными санкциями эта сумма возросла до 2 млрд.). Возместить этот ущерб практически невозможно, так как собственного имущества, которое можно продать в счет покрытия долгов, у "Кузбасских углей" нет. Фирма была ликвидирована, но почти сразу же зарегистрирована другая, со схожим названием - "Кузбасский уголь", которая сейчас занимается тем же, чем и ее предшественница".