Старейший жилой дом Архангельска на Володарского 39 отмечает в этом году 120-летие. В 1883 году его построил купец Чесноков для рабочих своего колбасного завода.

Как сообщила газета "Независимое обозрение - Архангельск", последний капитальный ремонт дома был проведен в 1939 году. Тогда к зданию была сделана пристройка, увеличившая его размер наполовину.

С этого времени в доме обитает его старейший житель - Анфиса Бугаева. Она сыграла большую роль в том, что дом не разрушился во время войны: ежедневно носила на его крышу песок и тушила зажигательные бомбы.

В мирное время дом берегли не столь усердно. Проводили лишь косметический ремонт: в конце 50-х (вместо подгнивших свай поставили бревна) и в 1976 году, устраняя последствия пожара.

Дом состоял с послереволюционных времен на балансе АПАП 1. Не смотря на то, что в доме жили 14 семей работников АПАП, главное автохозяйство города обращало мало внимания на условия, в которых живут его работники. В ноябре 1996 года износ дома составил 70%. В акте обследования технического состояния дома, проведенного в мае 1997 года, говорится, что строение полностью утратило фундамент, так как сгнили поставленные вместо него бревна. В итоге, одна часть дома просела, другая - поднялась на 25 сантиметров. Теперь по дому можно ходить только на цыпочках. От любого сильного толчка накренившаяся конструкция может рухнуть. И не просто так, а рассыпавшись в виде трухи, ежедневно уже вываливающейся из трещин в стенах.

В 1997 году АПАП-1 передало дом в муниципальную собственность. Мэрия приняла его на баланс со всеми неполадками. Единственное, что было сделано при передаче - прочищены колодцы. Так что с водой у обитателей 120-летнего здания проблем нет. Зато существует другая - с туалетом, не чистившимся шестнадцать лет. Два раза в год из ЖЭУ-6 приезжает спецмашина с рабочими, но чище от этого не становится.

Кроме туалетов, дому угрожают ржавые протекающие трубы и проводка, не менявшаяся больше 30 лет. И если из труб вода ненароком попадет на нее - пожара не избежать. Единственной уступкой, сделанной жильцам дома со стороны властей, была возможность платить за коммунальные услуги в четыре раза меньше установленной по городу нормы. К тому же, как оказалось, 120-летний дом с балансового ведения ЖЭУ-6 вообще списан.

Об этом стало известно Управлению по правам человека при администрации области. Его представитель позвонил в ЖЭУ-6, чтобы узнать о судьбе постройки.

В конце июня судьбу бывшего купеческого дома рассматривала специальная межведомственная комиссия, созданная из представителей мэрии и коммунальщиков. Она признала дом непригодным для проживания и тут же "обнадежила", что о переселении в более пристойное место людям нечего и думать.