Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области направило письмо в адрес генерального директора ОАО "Федеральная пассажирская компания" Михаила Акулова с требованием запланировать в 2011 году восстановление движения пассажирского поезда "Архангельск - Онега - Малошуйка". Об этом ИА REGNUM Новости сообщили в пресс-службе областного правительства.

Напомним, с 30 мая 2010 года этот поезд был отменен решением ОАО "ФПК" в одностороннем порядке без согласования с областным правительством. Указанная руководством Федеральной пассажирской компании причина - убыточность направления (по данным за 2009 году убытки компании от содержания этого нерентабельного маршрута составили 62 млн рублей). Между тем, единственная автомобильная дорога между Архангельском и Онегой до сих пор не сдана в эксплуатацию, в связи с чем управление ГИБДД УВД по Архангельской области не даёт разрешения на организацию там регулярного автобусного сообщения. Доводы инспекции понятны: организация пассажирских рейсов на технологической дороге может привести к серьезным авариям. В настоящее время наиболее опасные участки трассы не оборудованы ограждением, на некоторых затруднено движение автомобилей по своей полосе.

Сдача автодороги в эксплуатацию запланирована на 2012 год. Между тем только на завершение строительства 12-километрового участка "19 ветка Хайнозерской дороги" требуется 317 млн рублей. Общая стоимость выполнения всех работ для обеспечения требований безопасности дорожного движения по маршруту "Архангельск - Онега" при организации движения через Северодвинск - 1,2 млрд рублей. Кроме того, по данным ГУ "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", для поддержания безопасного и комфортного движения по маршруту потребуется ежегодно выделять из региональной казны 110 млн рублей на содержание автотрассы. Исходя из возможностей областного бюджета, в настоящее время фактическое финансирование содержания автодороги составляет лишь 11 процентов от нормативной потребности.

Учитывая все эти факты, единственным реальным вариантом пассажирского сообщения с Онегой в ближайшей перспективе остаётся железная дорога. Основные аргументы федерального перевозчика от маршрута - в том, что он убыточен, при этом и без него существует возможность проезда поездами из Архангельска в Онегу, правда с пересадками. Предлагаемая железнодорожниками альтернатива перевозок населения поездами пригородного сообщения создала дополнительные неудобства для жителей района. Людям приходится добираться до областного центра "на перекладных", общее время в пути составляет более 12 часов, время ожидания поезда при пересадке на станции Обозерская - до 7 часов. Крайне неудобно и время отправления: поезд "Онега - Грибаниха - Обозерская" отправляется в 3.15 ночи. Есть возможность добраться до Онеги с пересадкой на поезда дальнего следования, однако они ходят в строго определенные дни, что существенно сужает график поездок.

Предложение железнодорожников восстановить нормальное сообщение с Онегой за счет средств регионального бюджета упирается сразу в две проблемы. Согласно постановлению федерального Правительства, субъекты РФ могут выделять средства только на поддержку маршрутов пригородного сообщения (протяженность до 200 км). Поезд "Архангельск - Онега - Малошуйка" отнесен к категории поездов дальнего следования, (протяженность маршрута 264 км), соответственно расходы на его содержание областной бюджет брать на себя не может. Вторая проблема - хронический дефицит региональной казны. В 2010 году на компенсацию убытков перевозчика от содержания пригородных поездов было выделено 48 млн рублей - эти деньги использованы на организацию движения 43 поездов. На содержание одного только онежского состава железнодорожники просят 62 миллиона рублей.

Нормализация пассажирского сообщения с Онегой до 2012 года возможна только при понимании со стороны руководства "Федеральной пассажирской компании" социальной значимости беспересадочного железнодорожного маршрута.