Китайцы понимают, что использование новой топливной сборки повысит эффективность АЭС: эксперт
Весь мир, 11 ноября, 2010, 14:41 — ИА Регнум. Топливная компания Росатома "
"Китайцы понимают, что использование новой топливной сборки - это прогрессивно и это поможет им повысить эффективность и безопасность работы АЭС, - заявил первый заместитель директора ОАО ВНИИНМ имени академика А.А. Бочвара Владимир Троянов. - Китайцы приняли решение в общем интересное и беспрецедентное - несмотря на то, что завод у них уже сооружен, не выпускать устаревшие топливные сборки, а заключить дополнительный контракт с Россией на продолжение поставок российского топлива, но уже новой модификации. Естественно, у них при этом возникает желание на своем заводе освоить их производство. Это привело к тому, что выпуск продукции на Ибиньском заводе задерживается. Топливные сборки они будут еще некоторое время покупать в России. До тех пор пока мы не передадим им технологию. Это новые циркониевые сплавы, которые использованы в конструкции, их технологии у китайцев еще нет, так же как и новых технологий топливных сборок, новых элементов конструкции. Все это предполагается в рамках нового контракта".
"Дальнейшее развитие ТВС-2 получила после изготовления ее модификации с увеличенной длиной топливного столба в рамках всей прежней геометрии и прежних присоединительных размеров за счет резервов конструкции - жесткого каркаса, - отметил он. - Когда он оправдался, стало понятно, что можно немного увеличить активную зону, дополнительно загрузить ванны и сделать шаг по продлению кампании. Увеличение длины в ТВС-2М по сравнению с ТВС-2 на 150 мм - это примерно 4% дополнительной заглушки урана. И соответственно некоторое увеличение загрузки. Кроме этого, удалось провести мероприятие, где топливная кампания с 4 лет была увеличена до 5 лет, то есть рост произошел на 25%. Сейчас мы говорим о том, что стало 5 лет вместо 4 - это рамках прежних координат, а топливный цикл в 18 месяцев - это другая система координат. Когда оказалось, что можно сделать такую длинную кампанию, то в Росатоме была принята программа внедрения длинных топливных циклов. Это когда кассета пребывает без перегрузки вместо 320 суток в активной зоне 500 суток, т.е. 1,5 года, что означает более редкие перегрузки и меньший бесполезный простой реактора в течение календарного срока одного и того же из-за того, что перегрузки стали реже при равной длительности".
"Таким образом можно повысить КИУМ и на этом получить экономический выигрыш, так как атомная станция работает дольше без перерывов или с меньшей длительностью перерывов. Это нельзя было сделать на старом типе топливной сборки. Экономический выигрыш получается не только из-за использования нового или более экономичного топлива, а потому что вся АЭС работает в более экономичном режиме с меньшими простоями. То есть таким образом повышаются технико-экономические показатели. Новое топливо дало возможность на выбор оператору либо дополнительную кампанию - 5 год эксплуатации, либо перейти на режим удлиненного цикла, но при этом количество циклов станет меньше - 3 раза по 500 суток вместо 5 раз по 300", - полагает Троянов.