Топливная компания Росатома "ТВЭЛ" подписала пакет контрактных документов с китайскими корпорациями JNPC (Jiangsu Nuclear Power Corporation) и China Nuclear Energy Industry Corporation (CNEIC) на комплектную поставку ядерного топлива ТВС-2М для блока №1 Тяньваньской АЭС (ТАЭС) в количестве шести перегрузок. Контрактными документами предусмотрена также продажа технологии изготовления топлива ТВС-2М для производства его в Китае на Ибиньском топливном заводе, начиная с 7-й топливной загрузки ТАЭС. Кроме того, стороны подписали контракт на поставку российских циркониевых комплектующих для изготовления в Китае топлива УТВС для шестой перегрузки блоков 1 и 2 АЭС "Тяньвань" и ТВС-2М для 7-й перегрузки блока № 2 ТАЭС. Подписи под документами поставили президент Топливной компании "ТВЭЛ" Юрий Оленин, генеральный директор JNPC Цзян Гоюань и генеральный директор CNEIC Хуан Миньдан. Общая сумма подписанных контрактов составила около $ 500 млн.

"Китайцы понимают, что использование новой топливной сборки - это прогрессивно и это поможет им повысить эффективность и безопасность работы АЭС, - заявил первый заместитель директора ОАО ВНИИНМ имени академика А.А. Бочвара Владимир Троянов. - Китайцы приняли решение в общем интересное и беспрецедентное - несмотря на то, что завод у них уже сооружен, не выпускать устаревшие топливные сборки, а заключить дополнительный контракт с Россией на продолжение поставок российского топлива, но уже новой модификации. Естественно, у них при этом возникает желание на своем заводе освоить их производство. Это привело к тому, что выпуск продукции на Ибиньском заводе задерживается. Топливные сборки они будут еще некоторое время покупать в России. До тех пор пока мы не передадим им технологию. Это новые циркониевые сплавы, которые использованы в конструкции, их технологии у китайцев еще нет, так же как и новых технологий топливных сборок, новых элементов конструкции. Все это предполагается в рамках нового контракта".

"Дальнейшее развитие ТВС-2 получила после изготовления ее модификации с увеличенной длиной топливного столба в рамках всей прежней геометрии и прежних присоединительных размеров за счет резервов конструкции - жесткого каркаса, - отметил он. - Когда он оправдался, стало понятно, что можно немного увеличить активную зону, дополнительно загрузить ванны и сделать шаг по продлению кампании. Увеличение длины в ТВС-2М по сравнению с ТВС-2 на 150 мм - это примерно 4% дополнительной заглушки урана. И соответственно некоторое увеличение загрузки. Кроме этого, удалось провести мероприятие, где топливная кампания с 4 лет была увеличена до 5 лет, то есть рост произошел на 25%. Сейчас мы говорим о том, что стало 5 лет вместо 4 - это рамках прежних координат, а топливный цикл в 18 месяцев - это другая система координат. Когда оказалось, что можно сделать такую длинную кампанию, то в Росатоме была принята программа внедрения длинных топливных циклов. Это когда кассета пребывает без перегрузки вместо 320 суток в активной зоне 500 суток, т.е. 1,5 года, что означает более редкие перегрузки и меньший бесполезный простой реактора в течение календарного срока одного и того же из-за того, что перегрузки стали реже при равной длительности".

"Таким образом можно повысить КИУМ и на этом получить экономический выигрыш, так как атомная станция работает дольше без перерывов или с меньшей длительностью перерывов. Это нельзя было сделать на старом типе топливной сборки. Экономический выигрыш получается не только из-за использования нового или более экономичного топлива, а потому что вся АЭС работает в более экономичном режиме с меньшими простоями. То есть таким образом повышаются технико-экономические показатели. Новое топливо дало возможность на выбор оператору либо дополнительную кампанию - 5 год эксплуатации, либо перейти на режим удлиненного цикла, но при этом количество циклов станет меньше - 3 раза по 500 суток вместо 5 раз по 300", - полагает Троянов.