Предлагаем вашему вниманию исследование студента факультета географии и земельных наук Латвийского Университета Яниса Пайдерса и доктора географических наук, доцента факультета географии и земельных наук Латвийского Университета Юрис Пайдерса, предоставленное ИА REGNUM Новости "Балтийским форумом".

Введение

Во время, когда состоялась политическая оценка результатов выборов в Сейм Латвийской Республики в 2010 году, чтобы помешать и препятствовать включению партии "Центр согласия" (Saskaņas Centrs) в правительство, без какого-либо обоснования был распространен миф, что объединение партий "Центр согласия" является русской партией, которую поддержали только русские (или русскоговорящие) избиратели. Навязывание такого утверждения, с которым в публичных телевизионных дискуссиях согласились даже некоторые лидеры "Центра согласия", дало основание руководящим партиям определить ее как объединение партий, которое поддерживают только русские. Поэтому от "Центра согласия" были потребованы особые и унизительные подтверждения лояльности (какие до сих пор никогда не требовали ни от одного депутата правых партий), что фактически создало реальные преграды для включения партии в процесс формирования правительства.

Однако даже поверхностный географический анализ результатов выборов свидетельствовал, что для такого утверждения нет основания. Во-первых, в большей части латвийских краев и городов республиканского подчинения за "Центр согласия" (и ЗаПЧЕЛ) проголосовало такое количество избирателей, которое превышает удельный вес русского национального меньшинства на соответствующей территории (рис.1, на котором показано число избирателей в %, проголосовавших за ЦС и ЗаПЧЕЛ, по сравнению с удельным весом русских). Схожие результаты можно получить, рассмотрев процент тех граждан, которые проголосовали за "Центр согласия" (и ЗаПЧЕЛ), и удельный вес всех восточно-славянских народов (русских, белорусов и украинцев) на соответствующей территории (рис.2).

Однако такой подход хотя и доказывает поддержку латышами ЦС, некорректен, ибо значительная часть русских, белорусских и украинских жителей не являются гражданами Латвии и не могли принимать участия в выборах. Поэтому целью этой работы является определить, какой была поддержка латышскими избирателями "Центра согласия" на выборах в Сейм Латвийской Республики в 2010 году.

Обозначения

Количество голосов (%) за партию "Центр согласия" больше, чем удельный вес русских

Количество голосов (%) за партию "Центр согласия" больше, чем удельный вес русских, только если к результатам ЦС прибавить результаты ЗаПЧЕЛ.

Рисунок 1. Административные единицы, в которых поддержка ЦС и ЗаПЧЕЛ больше, чем удельный вес русских. На рисунке показаны те территории Латвии, на которых удельный вес русских меньше, чем результаты ЦС и результаты ЦС и ЗаПЧЕЛ. В 64-х краях и городах республиканского подчинения удельный вес русских меньше, чем результаты выборов этих обеих партий (56, если не считать ЗаПЧЕЛ).

Расчеты авторов по данным Центральной избирательной комиссии и Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики.

Обозначения

Количество голосов (%) за партию "Центр согласия" больше удельного веса русских, белорусов и украинцев.

Количество голосов (%) за партию "Центр согласия" больше удельного веса русских, украинцев и белорусов, если к результатам ЦС прибавить результаты ЗаПЧЕЛ.

Рисунок 2. Административные единицы, в которых поддержка ЦС и ЗаПЧЕЛ больше, чем удельный вес русских, белорусов и украинцев. На карте изображены административные единицы, в которых количество голосов за ЦС и ЗаПЧЕЛ больше удельного веса русских, украинцев и белорусов. 36 территорий (32, если не считать ЗаПЧЕЛ) уже непосредственно указывают на значительную поддержку ЦС латышами.

Расчеты авторов по данным Центральной избирательной комиссии и Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики.

Данные и методы.

Центральная избирательная комиссия уже опубликовала все результаты выборов в Сейм Латвийской Республики 2010 года. Только эти данные касаются граждан (а не всей общности населения). В свою очередь, данные о национальном составе граждан в Латвии в разрезе краев не публикуются, ибо Центральное статистическое управление Латвии не ведет учет граждан и неграждан по национальному составу в разрезе краев. Такие данные определенно есть в распоряжении Министерства внутренних дел, но они не публикуются. Поэтому, чтобы определить национальный состав в разрезе краев, необходимо руководствоваться публикуемыми данными Управления по делам гражданства и иммиграции. На домашней странице Министерства внутренних дел каждое полугодие публикуются данные Управленния по делам гражданства и иммиграции (PMLP) (УГДМ) о национальном составе каждого края, о распределении населения Латвии по государственной принадлежности в каждом крае, а также общее распределение граждан и неграждан по национальной принадлежности в масштабе всего государства.

Этих данных достаточно, чтобы осуществить расчеты оценки того, как национальный состав края повлиял на результаты выборов.

Обобщая результаты выборов в масштабе государства и краев, зарубежные участки не учитывались, ибо невозможно сделать выводы по национальной принадлежности проживающих за рубежом граждан Латвийской Республики.

Расчеты о количестве голосовавших за ЦС латышей базируются на предположениях, что

возрастная структура (удельный вес лиц моложе 18 лет ) статистически сходна для всех больших по численности народов Латвийской Республики;

для расчета минимального порога голосующих латышей было принято, что все граждане Латвийской Республики русской, украинской и белорусской национальности голосовали за ЦС или ЗаПЧЕЛ. Это определенно не так, но таким образом можно определить нижнюю оценку количества голосовавших за ЦС латышей;

количество латышей, которые голосовали за ЗаПЧЕЛ, небольшое, и его можно не принимать во внимание (за ЗаПЧЕЛ была отдана примерно одна двадцатая часть от того количества голосов, которые получил ЦС);

не существует существенных и статистически важных различий в активности на выборах между латышами, русскими, белорусами и украинцами.

Обработка данных осуществлялась, используя традиционные методы математической статистики (программа Microsoft Excel) и картографические методы.

Полученные результаты. Территориальное распределение неграждан и национальных меньшинств Латвии

Первое, что нужно понять, что фактически все латыши являются гражданами Латвийской Республики (99,8%). По данным УДГМ на 1 июля этого года в Латвии проживало 1 332 349 латышей с гражданством Латвийской Республики и только 1463 латыша со статусом негражданина. Поэтому распределение по краям неграждан Латвии (см. рис.3) непосредственно распространяется на все народности Латвии, которые не являются латышами. Для сравнения, в удельный вес русских входят все проживающие в Латвии жители русской национальности (616 тысяч), включая неграждан (221 тысяча) и граждан других государств (главным образом Российской Федерации) (приблизительно 29 тысяч).

Таким образом, если от количества нелатышей в каждом крае отнимем количество неграждан, мы получим количество народов другой национальности, которые имеют гражданство Латвийской Республики и которые могут участвовать в выборах в Сейм Латвийской Республики.

Обозначения

Удельный вес неграждан

Рисунок 3. Удельный вес неграждан (%) в краях и городах республиканского подчинения Латвии на 1 июля 2010 года

(Данные Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики).

На рисунке 3 показан удельный вес неграждан в % от общего числа жителей в краях и городах республиканского подчинения Латвии. Основными национальностями, составляющими общность неграждан Латвии, являются именно русские, белорусы и украинцы (89% от общего числа неграждан). Среди остальных национальностей, составляющих общность неграждан, большее значение имеют только поляки (составляют более чем 1% от общего числа неграждан) (рис.4), которые в основном проживают в Латгалии, и литовцы (рис.5.), которые издавна населяют приграничные с Литвой районы.

Очень большой удельный вес неграждан в Латвии в городах республиканского подчинения и в Земгале. В Латгалии, несмотря даже на малый удельный вес латышей, этот показатель сравнительно небольшой (за исключением приграничных с Белоруссией краев), несмотря на небольшой процент латышей на этих территориях.

Самый малый удельный вес неграждан в Лубанском крае (0,98 %), а самый большой - в Олайнском крае (26,93 %).

Обозначения

Удельный вес поляков

Рисунок 4. Удельный вес поляков (%) в краях и городах республиканского подчинения Латвии на 1 июля 2010 года. (Данные Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики).

Обозначения

Удельный вес литовцев

Рисунок 5. Удельный вес литовцев (%) в краях и городах республиканского подчинения Латвии на 1 июля 2010 года. (Данные Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики).

Обозначения

Удельный вес русских

Рисунок 6. Удельный вес русских (%) в краях и городах республиканского подчинения Латвии на 1 июля 2010 года. (Данные Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики).

На рисунке 6 показан удельный вес русских от общего числа жителей краев и городов республиканского подчинения Латвии. Русские составляют 27,47 % от общего числа населения Латвии. Самый большой удельный вес русских в Латгалии и городах республиканского подчинения (за исключением Валмиеры). В Даугавпилсском и Зилупском крае больше 50 % населения составляют русские. Относительно высокий процент русских также в Земгале, в свою очередь сравнительно небольшой процент в курземских краях (в Алсунгском крае - 1,36%) и в части видземских краев.

Обозначения

Удельный вес белорусов

Рисунок 7. Удельный вес белорусов (%) в краях и городах республиканского подчинения Латвии на 1 июля 2010 года. (Данные Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики).

На рисунке показан удельный вес белорусов в краях и городах республиканского подчинения Латвии. Белорусы составляют 3,45 % от общего числа населения Латвии. Удельный вес белорусов больше одного процента в 84 краях и городах республиканского подчинения. Особенно большое число белорусов находится как у границ с Белоруссией, так и в Земгале (в Краславском крае - 21,01 %). В Курземе, не учитывая города республиканского подчинения, удельный вес белорусов очень небольшой.

Обозначения

Удельный вес украинцев

Рисунок 8. Удельный вес украинцев (%) в краях и городах республиканского подчинения Латвии на 1 июля 2010 года. (Данные Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики).

На рисунке 8 показан удельный вес украинцев в краях и городах республиканского подчинения Латвии в % от общего числа населения. Удельный вес украинцев составляет 2,30 % от общего числа населения Латвии. Количество украинцев на 33% меньше, чем белорусов, однако территориальное размещение украинцев в Латвии более рассредоточенное. В 64-х краях удельный вес украинцев больше, чем 1 процент от общего числа населения. Самый большой удельный вес украинцев в городах Латвийской Республики (в Лиепае - 5,16 %) и в Земгале.

Полученные результаты. Минимальная оценка поддержки латышами "Центра согласия"

Как свидетельствуют данные Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики на 1 июля 2010 года удельный вес русских среди граждан Латвийской Республики 19,73%. Общее количество голосов, которое на выборах получили ЦС и ЗаПЧЕЛ - 28,26%. Для такого результата только голосов избирателей русской национальности было бы недостаточно, даже при условии, если бы все граждане Латвийской Республики русской национальности проголосовали только за ЦС или ЗаПЧЕЛ.

По крайней мере 8,53% (всего не менее 80 000) от всех избирателей ЦС и ЗаПЧЕЛ (не учитывая зарубежные участки) не являются русскими. Примерно 32% полученных на выборах ЦС голосов были голоса граждан Латвийской Республики других национальностей. Однако граждане Латвийской Республики русской национальности по-прежнему составляют большую часть электората ЦС. Удельный вес русских в административных единицах имеет очень тесную корреляцию с результатами выборов ЦС (коэффициент детерминации между удельным весом русских и удельным весом голосовавших за ЦС - 0,88).

Часть голосовавших за ЦС и ЗаПЧЕЛ определенно является голосами граждан Латвийской Республики украинского и белорусского происхождения. С высокой вероятностью межно утверждать, что среди украинцев и белорусов очень большая часть голосовала за ЦС и ЗаПЧЕЛ. Но так как нет возможности выяснить точное число, в расчетах принято, что поддержка этих двух партий со стороны украинцев и белорусов абсолютная (100%). С таким предположением далее рассчитано количество латышей, которые голосовали за ЦС.

Количество латышей, которые голосовали за ЦС, рассчитано по следующему методу: рассчитан удельный вес русских, украинцев и белорусов среди граждан Латвийской Республики (нацменьшинства в Латвии).

Русские - 19,73 %

Белорусы - 1,67 %

Украинцы - 0,98 %

Русские, украинцы и белорусы вместе составляют 22,38 % от общего числа граждан Латвийской Республики.

Получены результаты ЦС и ЗаПЧЕЛ без учета зарубежных участков.

ЦС - 26,79 %

ЗаПЧЕЛ - 1,47 %

За обе партии всего отдано 28,26 % голосов.

Отняв от результата ЦС и ЗаПЧЕЛ голоса русских, украинцев и белорусов, можно сделать вывод, что по крайней мере 5,88 % от всех голосов (всего около 55 000 голосов) получены от имеющих право голоса граждан Латвийской Республики других национальностей (главным образом латышей). Только среди латышей ЦС получил 5,43 % голосов (не менее 50 000) от всех голосов. Это значит, что среди всех латышей по крайней мере 7,5 % проголосовали за ЦC.

Латыши составляют не менее 20% от электората ЦС и только голосов латышей было бы достаточно, чтобы эта партия преодолела 5-процентный барьер.

Однако в действительности количество латышей, проголосовавших за ЦС, значительно большее, ибо часть граждан Латвийской Республики - русских, белорусов и украинцев проголосовали за другие партии. Хотя бы один пример - удельный вес от избирателей, голосовавших за объединение партий "За лучшую Латвию" (Par labu Latviju) имеет отрицательный корреляционный коэффициент (-0,30) по сравнению с удельным весом латышей. Нельзя отклонить гипотезу, что большая часть, которая голосовала за объединение партий "За лучшую Латвию", - это нелатыши.

Поэтому полученный результат о латышских избирателях ЦС (5,43% от общего числа избирателей) считается минимальным числом.

Используя доступную информацию, возможно рассчитать различия удельного веса латышей, голосовавших за ЦС в краях и городах республиканского подчинения Латвии.

Так как не доступны данные об этническом составе граждан и неграждан в разрезе краев, необходимо принять, что распределение граждан и неграждан между крупнейшими меньшинствами Латвии территориально гомогенны.

Обозначения

Голоса латышей (%), за ЦС, от всех голосов, отданных в краях.

Рисунок 9. Количество голосов латышей, отданных за ЦС, в % от голосов краев или городов республиканского подчинения Латвии.

Расчеты авторов по данным Центральной избирательной комиссии и Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики.

На рисунке 9 показано количество голосов латышей, отданных за ЦС в краях Латвии или в городах республиканского подчинения в % от всех отданных голосов во всех административных единицах.

Латыши, поддерживающие ЦС, составляют более 5 % от всех имеющих право голоса граждан Латвийской Республики. 9-й рисунок демонстрирует, в каких краях была самая большая поддержка ЦС латышами. Самое большое значение имела поддержка ЦС латышами в Восточной Латгалии, где был список ЦС, который латыши поддержали больше всего.

Большую роль для ЦС имел латышский избиратель также в городах республиканского подчинения и в краях пригородов Риги. В свою очередь, роль латышских избирателей ЦС намного меньше в небольшой Земгале. В курземских краях ситуация иначе. Число латышей, голосовавших в курземских краях, численно невелико, но в этих краях большая часть поддерживающих ЦС - латыши (рис.10).

Края, в которых поддержка ЦС латышами рассчитана в размере 0% (всего 14 краев), не означает, что поддержка латышей в них действительно была 0%. В 14 краях возможно принимаемая во внимание часть граждан Латвийской Республики - русских, украинцев и белорусов кроме ЦС и ЗаПЧЕЛ голосовали и за другие политические партии.

Обозначения

Голоса латышей за ЦС (%) от всех голосов ЦС

Рисунок 10. Количество голосов латышей за ЦС в % от числа голосов ЦС в краях и городах республиканского подчинения Латвии. Расчеты авторов по данным Центральной избирательной комиссии и Управления по делам гражданства и иммиграции Латвийской Республики.

Осуществляя расчеты, предполагалось, что активность избирателей была схожей как среди латышских, так и нелатышских избирателей. Социолог SKDS Арнис Кактиньш считает, что этом году активность латышских избирателей была выше по сравнению с нелатышами и объясняет это агрессивно мобилизирующей кампанией "Единства" и Национального блока в последние предвыборные недели (если не будешь голосовать за нас - русские займут Латвию). В свою очередь, рекламы Согласия были усыпляющими бдительность: "Все равно - пойдешь голосовать или не пойдешь - все будет хорошо!".

Все же, если мы допустим, что активность была одинаковой, тогда только голосов нелатышей, даже принимая, что полностью все (100%) русских граждан Латвийской Республики голосовали только и единственно за "Центр согласия" и ЗаПЧЕЛ, недостаточно, чтобы обеспечить так много голосов, сколько получил только один "Центр согласия".

Оценка, что 50 000 латышей голосовали за "Центр согласия", это низшая оценка. Фактическое число латышей, которые голосовали за "Центр согласия", в пределах 60-80 тысяч. Это, в свою очередь, значит, что число латышей, голосовавших за "Центр согласия", примерно одинаково с тем числом латышей, которые проголосовали за Национальный блок - "Все Латвии!-ТБ/ДННЛ". "Центр согласия" преодолел бы 5-процентный барьер только с голосами латышей.

Выводы

В целом голоса латышей составляют около 20% от всех избирателей ЦС. Самая большая поддержка латышами ЦС была в курземских краях, где латыши составляют даже больше 50% от общего числа поддерживающих ЦС.

По крайней мере, 50 000 латышей на выборах в 10-й Сейм Латвийской Республики проголосовали за "Центр согласия". Количество латышей, проголосовавших за "Центр согласия", может быть одинаковым с количеством латышей, проголосовавших за национальный блок "ВЛ!-ТБ/ДННЛ".

Самый маленький удельный вес латышей в электорате ЦС - в Земгале и в части Видземе. В городах республиканского подчинения и в Латгалии удельный вес латышей среди проголосовавших за ЦС относительно небольшой, однако в этих местах очень высокий как общий результат ЦС, так и удельный вес русских, украинцев и белорусов. Прозвучавшие в публичном пространстве утверждения, что только русские голосовали за "Центр согласия", не имеют научного обоснования.

Предложения и рекомендации

Латышские национальные политики должны понимать, что иногда математически и статистически необходимо проверять как идеологические клише, так и принятые догмы. Наступит момент, когда повторяемые два десятилетия лозунги и догмы больше не окажутся истиной. В свою очередь, "Центр согласия" должен понимать, что они больше не являются русской партией во главе с латышом Янисом Урбановичем. Это политическая сила, которая получила доверие как со стороны национальных меньшинств Латвии, так и очень значительной части латышей.