Объемы железнодорожных перевозок между Россией и Узбекистаном в 15-20 раз меньше уровня 1991 года - эксперты

Ташкент, 7 ноября 2010, 17:23 — REGNUM  Проблема сырьевой ориентации экономик стран Центральной Азии во многом обусловлена распадом экономического пространства СССР, низким уровнем современного экономического взаимодействия между постсоветскими странами, а также политикой России и ряда государств Центральной Азии, направленной на экспорт сырьевых ресурсов и диверсификацию направлений их поставок на внешние рынки. Так считают узбекские эксперты по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе Владимир Парамонов и Алексей Строков в коллективном исследовании под названием "Центральная Азия - транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии?", передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По их словам, как результат всего этого - транспортные артерии в самой Центральной Азии перестали наполняться продуктами реального сектора экономики, а имеющиеся в регионе сухопутные коммуникации стали загружены значительно меньше их пропускной способности.

"Во-первых, еще в советское время экономическая деятельность в регионе была ориентирована преимущественно на удовлетворение потребностей других советских республик (главным образом России, а также Украины) в сырьевых ресурсах и в меньшей степени - на выпуск готовой продукции. Например, по итогам 1990 года, внутрисоюзный экспорт Узбекистана состоял на 65% из сырьевых ресурсов (природный газ, хлопковое волокно и пряжа, цветные металлы, сельскохозяйственное сырье) и только на 23% - из готовой продукции (машины, оборудование, химическая продукция, продовольствие). В свою очередь, внутрисоюзный импорт Узбекистана состоял на 73% из готовой продукции и только на 22% - из сырьевых ресурсов", - отмечают узбекские аналитики.

По их мнению, в результате распада СССР и ликвидации всей системы управления советской экономикой промышленные сектора большинства постсоветских стран практически прекратили функционировать, а "на плаву" остались главным образом сырьевые отрасли (нефтегазовые, горнодобывающие и т.п.). В итоге произошло катастрофическое снижение объемов товарооборота готовой продукции между всеми постсоветскими республиками и, соответственно, общего товарооборота и грузоперевозок в целом. Например, по сравнению с 1991 годом в 1992 году товарооборот России с Узбекистаном снизился в 27 раз, с Киргизией - в 26 раз, с Таджикистаном - в 20 раз, с Туркменией - в 17 раз, с Казахстаном - в 5,2 раза.

"Во-вторых, в постсоветский период продолжалось падение производства и снижение взаимодействия между промышленными комплексами республик бывшего СССР. В этих крайне сложных условиях государства региона сориентировались преимущественно на экспорт своих сырьевых ресурсов (нефть, газ, цветные металлы, текстильное сырье и т.п.). Как результат всего этого - объемы торговли и грузоперевозок между самими странами Центральной Азии и их традиционными партнерами до сих пор остаются на крайне низком уровне (по сравнению с советским временем). Так, например, между Россией и Узбекистаном объемы железнодорожных перевозок сегодня примерно в 15-20 раз меньше уровня 1991 года", - подчеркивают авторы исследования.

Они обращают внимание на то, что, в-третьих, дальнейшая консервация сырьевой ориентации экономик стран Центральной Азии во многом определяется факторами, так или иначе связанными с их современной политикой. Например, в отдельных государствах в ранг национального приоритета возведена задача становления в качестве ведущих мировых поставщиков сырьевых ресурсов (в первую очередь нефти и газа). Важным элементом данной политики выступает диверсификация сырьевых поставок и, следовательно, внешнеэкономических связей в целом. Этой же цели сегодня подчинено и развитие транспорта в Центральной Азии, которое в основном сконцентрировалось на строительстве новых и модернизации старых газо- и нефтепроводов.

"На этом фоне процесс выработки национальных стратегий промышленного и инновационного развития находится или в самой начальной стадии, или данные стратегии уже исчерпали свой потенциал в узких рамках национальных экономик. Особо показателен пример Узбекистана, где с первых лет независимости уделялось высокое внимание инновационно-промышленному развитию, и были достигнуты существенные успехи в этом направлении. По результатам 2000 года, республика стала первой страной СНГ, в которой ВВП достиг уровня 1991 года. Однако, и в случае с Узбекистаном, и тем более в случае тех постсоветских стран, экономический "успех" которых во многом основан на доходах от экспорта углеводородов, очевидно, что рамки их национальных экономик остаются тесными для достижения системного экономического прорыва", - указывают аналитики.

Эксперты считают, что в целом, имевшее место после распада СССР резкое ослабление межгосударственного экономического взаимодействия предопределило снижение уровня сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций, закрепило за экономиками стран Центральной Азии сырьевую ориентацию. Дальнейшая консервация сырьевой ориентации определяется тем, что ни одна из стран региона самостоятельно не смогла и, скорее всего, не сможет создать самодостаточной, сбалансированной и конкурентоспособной на мировом рынке экономической системы и наладить новые экономические связи, которые способствовали бы интенсивному развитию именно перерабатывающих и инновационных отраслей промышленности.

"Очевидно, что проблема сырьевой ориентации не может быть решена в узких национальных рамках. Во многом это связано с тем, что практически все промышленные предприятия государств Центральной Азии в результате сложившегося в советское время разделения труда (и, соответственно, территориального размещения производительных сил) были и остаются во взаимозависимости (структурной и технологической). Особенно это касается перерабатывающих отраслей промышленности (химической, электронной, машиностроительной, авиационной и т.д.), где производственные процессы не могут осуществляться без тесного, скоординированного взаимодействия между промышленными комплексами различных стран. Учитывая то, что данная взаимозависимость до сих пор не преодолена, реабилитация и дальнейшее развитие промышленности стран региона и, следовательно, транспорта и транспортных коммуникаций неразрывно связаны в первую очередь с процессами экономической реинтеграции на постсоветском пространстве", - заключают узбекские эксперты.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.