В ряде российских и таджикистанских СМИ появились обвинения в адрес узбекистанской стороны в перекрытии дорог и блокировании грузов, следующих через территорию республики в Таджикистан и из Таджикистана. Есть даже ссылки на заявления узбекских властей, что "ограничению в первую очередь подлежат грузы, которые используются в гидроэнергетическом строительстве, так как официальный Ташкент категорически против завершения строительства Рогунской ГЭС".

В то же время наблюдатели, которые пристально следят за происходящим в регионе, ничего не слышали о таком заявлении официального Ташкента. Появление подобного документа было бы абсурдным. Скорее всего, это воображаемое "заявление" имеет популистский характер и рассчитано на местного обывателя, так сказать, для внутреннего потребления. Не надеются же авторы всерьез на то, что в России и в целом за рубежом не разберутся и примут все на веру... Узбекистанская сторона здесь выглядит более выигрышно и оперирует фактами.

Согласно официальным данным таможенной службы Республики Узбекистан, опубликованным в российской печати, объем транзита грузов в Таджикистан не сокращается и имеет стабильную тенденцию роста. За 9 месяцев 2010 года объем грузопотока железнодорожным транспортом по территории Узбекистана в направлении Таджикистана составил 57 192 ж/д вагона общим весом грузов - 3 094 984,7 тонн, т.е. на 1780 вагонов и 220304 тонн грузов больше, чем за аналогичный период 2009 года. Приведенная в публикации статистика компании "Узбекистон темир йуллари" (Узбекские железные дороги) также свидетельствует, что по итогам 9 месяцев текущего года темп роста объемов перевозок транзитных грузов назначением в Таджикистан составил 102%.

Любой спор должен быть аргументированным. В этой связи примечательным выглядит еще одно заявление таджикистанских СМИ, перепечатанное российской прессой. Оно касается водных проблем.

"Рогунской ГЭС еще нет, а Арал уже погублен, при чем здесь таджики? Вы же его погубили, так имейте же мужество признаться в этом, зачем, как нашкодившим детям, валить свою вину на других". Все, кто хоть мало-мальски знаком с проблемой Аральского моря и Приаралья, знают, что узбекистанцев и тогдашнюю Узбекскую ССР никак нельзя обвинить в трагической судьбе Арала. Как не виноваты таджикистанцы и жители других республик региона, которые не в меньшей степени страдают от усыхания моря и вызванных этим проблем. Если же душанбинская газета "Бизнес и политика" и те слои общества, чье мнение она озвучивает, хотят словами "вы же его погубили, так имейте же мужество признаться в этом" пригвоздить к позорному столбу Россию, то они снова не правы: за политику тогдашних советских властей, которая поощряла монокультуру хлопчатника и частично привела к усыханию моря, руководители и народ сегодняшней РФ ответственности не несут.

Налицо очередное непродуманное заявление в стиле того, которое было приписано "узбекским властям" по вопросу транзита грузов. Такие пропагандистские проколы говорят только об уровне квалификации и ответственности готовивших их людей.

И спешке. Странным образом обвинения соседям в транспортной блокаде были озвучены практически сразу после официального визита в Туркменистан 19-20 октября с.г. Ислама Каримова, в ходе которого был обсужден проект по выходу Узбекистана к Персидскому заливу через Туркменистан. Аналогичный проект выхода к тёплым морям через Афганистан-Иран-Турцию ранее предлагал президент Таджикистана. Понятно, что Боливар не вынесет двоих, две большие трассы один регион не потянет: ни по финансам, ни по грузопотоку. Но вне зависимости от того, связаны эти события или нет, следует признать, что пропагандистский залп из Душанбе получился холостым.

Азат Примов - политолог (Москва)