Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдавии 2 ноября прокомментировало заявление официального представителя МИД Российской Федерации Андрея Нестеренко о российском военном присутствии в Приднестровье, сделанное им 29 октября. ИА REGNUM Новости приводит комментарий молдавского МИД полностью:

"В связи с комментариями официального представителя МИД Российской Федерации А. Нестеренко на брифинге 29 октября 2010 года по поводу российского военного присутствия на территории Республики Молдова МИДЕИ считает необходимым сделать следующие уточнения.

Во-первых, необходимо отметить, что в этом заявлении смешаны два компонента российского военного присутствия на территории Республики Молдова: склады боеприпасов, принадлежащих Российской Федерации, и военнослужащие, обеспечивающие их охрану, с одной стороны, и контингент миротворцев - с другой. Таким образом, когда молдавское руководство выступает за полный вывод российских вооруженных сил из Молдовы в соответствии с международными договоренностями, имеется в виду, прежде всего, эвакуация боеприпасов из Колбасны и военнослужащих, обеспечивающих их охрану. Не существует ни одного документа, который служил бы основанием для размещения на территории Республики Молдова этих сил без специального согласия страны-хозяйки (Оба компонента российского военного присутствия в Приднестровской Молдавской Республике закреплены в статьях 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Под "международными договоренностями", предполагающими эвакуацию российских военнослужащих и боеприпасов из Приднестровья, МИД Молдавии, очевидно, имеет в виду "стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений, взятые Россией в контексте ДОВСЕ в 1999 году. Эти обязательства, носившие двусторонний российско-молдавский характер, были выполнены досрочно еще в 2001 году: на данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM Новости).

Во-вторых, что касается операции по поддержанию мира, то молдавские власти оценили ее роль в стабилизации ситуации после завершения вооруженного конфликта. Однако стабильность, которая довольно долгое время сохраняется на берегах Днестра, предполагает новые задачи и принципы механизма поддержания мира. Акцент предстоит перенести с разделения сторон к продвижению мер доверия, взаимодействию и реинтеграции. Давно уже отпала необходимость останавливать вооруженные столкновения. Теперь нужно строить устойчивый мир вместе со всеми партнерами формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости). Для этого необходима гражданская миссия, отвечающая современным требованиям. Только многонациональная операция с соответствующим мандатом уполномоченной международной организации может быть законной и действенной.

В этом контексте Республика Молдова выступает не за отстранение Российской Федерации от участия в процессе по поддержанию мира, а за преобразование миротворческой операции в многонациональную гражданскую миссию, в которой российские представители смогут участвовать наряду с коллегами из других стран. Впрочем, о возможности преобразования нынешней операции по поддержанию мира говорилось уже в некоторых международных документах, в том числе в Совместной декларации президентов Российской Федерации и Украины от 17 мая 2010 года (О возможности трансформации миротворческой операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ, помимо упомянутого киевского заявления Дмитрия Медведева и Виктора Януковича, говорилось также в московском заявлении президентов России, Молдавии и Приднестровья, сделанном 18 марта 2009 года. В московском заявлении было подчеркнуто, что трансформация миротворческой операции возможна "после приднестровского урегулирования". В киевском заявлении Медведев и Янукович подтвердили актуальность московского заявления и отметили, что "в Московском заявлении от 18 марта 2009 года стороны высказались за трансформацию нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования, и подтверждают принципиальную готовность принять в этом активное участие". При этом молдавские официальные лица неоднократно подвергали сомнению юридическую состоятельность московского заявления президентов России, Молдавии и Приднестровья. В частности, вице-премьер-министр Молдавии по вопросам "реинтеграции" Виктор Осипов заявил, что данное заявление не рассматривается молдавской стороной в качестве полноценной договоренности в рамках переговорного процесса - прим. ИА REGNUM Новости). Консультации о формате, структуре и мандате будущей многонациональной миссии могут уже начаться на нынешнем этапе, а руководство Молдовы открыто для конструктивного диалога".