Карабахская дипломатия Медведева в объятиях армянского и азербайджанского "фашизмов"

Москва, 28 октября 2010, 18:44 — REGNUM  В переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в котором в последнее время наиболее активную посредническую роль взвалила на себя Россия, происходят симптоматические события. В частности, по мнению эксперта по проблемам Южного Кавказа Виктора Якубяна, "дипломатическая" повестка переговоров медленно, но верно уступает место "военной". "Договоренность сторон об обмене военнопленными и телами погибших - военно-гуманитарная задача, которая, по сути дела, могла бы быть решена и на уровне представителей ОБСЕ, отслеживающих режим перемирия в зоне конфликта, или же сотрудников Международного комитета Красного Креста. Но данный вопрос был поднят на уровень президентов, что говорит, во-первых, о наличии большого количества этих самых военнопленных, а также о том, что чисто дипломатическая повестка переговоров медленно, но верно уступает место военной", - считает эксперт.

"Нельзя не заметить, что чем активнее становится посредническая миссия российского президента Дмитрия Медведева, а в Астрахани по его инициативе прошла уже седьмая встреча в верхах, тем тревожнее обстановка в самой зоне конфликта. Ежедневные перестрелки чередуются ожесточенной полемикой дипломатов и политиков. Насколько я помню, за несколько дней до встречи в Астрахани Ильхам Алиев назвал армян - фашистами, а Серж Саргсян парировал термином "антиармянский фашизм", который, по его мнению, культивируется в Азербайджане. Мне непонятно, как после таких заявлений можно жать друг другу руки и о чем-то предметно говорить? Ильхам Алиев придумал целую теорию о том, что Нагорный Карабах, вся южная часть Армении - так называемый Зангезурский клин, а также сама армянская столица Ереван - это исторические территории Азербайджана. Алиев, судя по его словам, никогда и ни в коем случае не подпишется под документом, ставящим под сомнение принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану. Более того, он прямо признается в том, что именно усилиями Азербайджана был провален план разблокирования армяно-турецкой границы, давая понять, что изоляция Армении будет углубляться до тех пор, пока карабахский конфликт не будет решен по сценарию Баку. Вся политическая платформа Алиева построена на антиармянской пропаганде и угрозе применить военную мощь против армянского народа, проживающего в НКР. Целенаправленное увеличение бюджета Азербайджана (в 2011 году - почти вдвое) - ясный сигнал Армении, что переговорная позиция Баку со временем будет лишь ужесточаться, вплоть до применения силы", - считает Якубян.

По словам эксперта, с противоположной стороны видно достаточно спокойное поведение армянского президента, который время от времени лишь реагирует на "азербайджанский раздражитель": "Очевидно, Армения вынуждена вести переговоры, хотя прекрасно понимает, что любая уступка в такой ситуации станет констатацией победы азербайджанской агрессивной переговорной позиции. То есть, накаляя обстановку, Азербайджан, по сути дела, затрудняет задачу своего армянского визави. Любой шаг со стороны Армении, меняющий статус-кво в регионе конфликта, будет мгновенно трактован как политическое поражение его руководства, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно слабая переговорная позиция Армении в будущем может стать и причиной возникновения публичных противоречий между Арменией и Нагорным Карабахом, население которого сегодня недоумевает по поводу того, почему Ереван ведет себя столь пассивно и покладисто", - отметил эксперт.

Виктор Якубян считает, что склонить Армению к каким-либо открытым действиям в карабахском вопросе Азербайджан в одиночку не способен. "Агрессивная риторика Азербайджана - фон, позволяющий посредникам понукать Ереван к уступкам. Я не исключаю, что Алиев наращивает информационное и военное с санкции или, как минимум, с молчаливого согласия самих посредников. Во всяком случае, мне непонятно, какая реакция могла бы последовать со стороны ОБСЕ, если бы Серж Саргсян назвал Баку - историческим армянским городом и пригрозил бы силой изгнать азербайджанскую армию из того же Шаумяновского района НКР. Может стоит попробовать? Пока же, на фоне патриотических речей Ильхама Алиева о том, что Карабах и его столица Ханкенди - исконно азербайджанские территории, которые будут освобождены миром или войной, в Армении опасливо мучаются вопросом - признавать независимость Нагорного Карабаха или не делать этого", - продолжил он.

Якубян напомнил, что президент России Дмитрий Медведев заявил по итогам встречи в Астрахани, что общие принципы урегулирования нагорно-карабахской проблемы (Мадридские принципы) "могут быть подготовлены к саммиту ОБСЕ, который состоится 1-2 декабря в Астане": "Что же, ждать осталось не долго. Очевидно, Армения поставлена в сложнейшее положение. Подписание "базовых принципов", в любой их конфигурации предусматривающих отвод армянских войск с зоны безопасности вокруг НКР, под таким мощным информационным давлением Азербайджана, на фоне абсолютно некорректных заявлений и угроз Алиева - может стать фатальной ошибкой для армянских властей. С другой стороны, отказ от подписания этих принципов повлечет еще большее обострение ситуации в зоне конфликта, а также запуск различных внешних сценариев на внутриполитическом поле Армении. Первые подобные сигналы уже поступают из США. Надо понимать, что посредническая активность Дмитрия Медведева - совершенно неслучайный политический феномен. Россия в данном процессе изначально считалась посредником, чьему влиянию более подвластна Армения. Почему Франция и США дистанцировались? Чего ждет Турция? Как мне представляется, все эти игроки терпеливо выжидают итогов "медведевской дипломатии", которая не может ограничиваться декларацией об обмене военнопленными", - заявил Виктор Якубян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.