Астраханское заявление трех президентов - "шаг вперед, два назад": карабахский аналитик

Москва, 28 октября 2010, 16:49 — REGNUM  "Совместнoe заявление президентов Азербайджана, Армении и России можно охарактеризовать как шаг вперед, два шага назад. Принятие документа стало итогом совместных усилий посредника и сторон азербайджано-карабахского конфликта. Очевидно поэтому эксперты и политологи уделяют большее внимание не самому содержанию заявления, а произнесенным во время пресс-конференции словам президента РФ Дмитрия Медведева о том, что Армения и Азербайджан могут прийти к согласованию принципов урегулирования к началу саммита глав-государств и правительств стран-участниц ОБСЕ 1-2 декабря в Астане". Об этом заявил ИА REGNUM Новости независимый карабахский аналитик Давид Карабекян.

"Оценки неоднозначны: с одной стороны, заявление принято на фоне беспрецендетного увеличения Азербайджаном своего военного бюджета и новых провокаций как в зоне конфликта, так и в информационно-пропагандистской сфере - серии агрессивных заявлений президента АР Ильхама Алиева, подозрительной смерти взятого в заложники гражданина Армении М. Сарибекяна, оскорбительных реплик в адрес армянской стороны. С другой стороны - декларирование лидерами Армении и Азербайджана намерения предпринять шаги по укреплению режима прекращения огня в зоне конфликта и обмену военнопленными. В связи с этим возникает опасение: если Азербайджан всячески стремится вынудить Армению пойти на уступки и, несмотря на подписанную в 2010 г. Майндорфскую декларцию "последовательно продвигается в этом направлении", то верить в то, что он откажется от своей тактики и намерений из-за подписи под заявлением, по меньшей мере наивно. В этом свете уместно спросить министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна: почему принятие совместного заявления расценивается им как прогресс в урегулировании? Почему упоминание Майндорфской декларации вызывает у армянской стороны такой непонятный оптимизм? Ведь Майндорфская декларация, отведя опасения азербайджанской стороны относительно того, что после признания Южной Осетии и Абхазии может последовать если не признание НКР, то по крайней мере пересмотр пресловутых "мадридских принципов", зафиксировала многое из того, чего добивается от посредников Баку и практически ничего из того, что требовали Армения и Нагорный Карабах", - сказал аналитик, отметив, что "как при принятии Майндорфской декларации, так и при принятии совместного заявления трех президентов в Астрахани в качестве сторон конфликта упоминались только Армения и Азербайджан".

"На вопрос, может ли считаться принятие совместного заявления успехом в урегулировании, однозначно отвечу - нет. Достижение перемирия в 1994 году показало, что без полноценного участия НКР в прямых переговорах и объективного учета интересов всех сторон конфликта мирный процесс будет пробуксовывать и предпринимаемые шаги не в состоянии принести сторонам конфликта и народам региона ни мира, ни безопасности. Отход от базовых принципов и договоренностей, восстановление практики потакания амбициям и меркантилизму, реставрация ситуации, которая царила в переговорном процессе до 1994 года, указывают на глубокий кризис и регресс в урегулировании", - резюмировал Давид Карабекян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.