Участники выездного заседания комитета Совета Федераций по финансовым рынкам и денежному обращению, состоявшегося сегодня, 28 октября, в Кабардино-Балкарии, отметили слабость банковского сектора СКФО на фоне общероссийских показателей, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

В частности, председатель комитета Дмитрий Ананьев заявил, что СКФО с точки зрения развития банковского сектора находится "на самых слабых позициях в силу объективных и субъективных причин и требует к себе самого пристального внимания".

"Если сравнивать показатели РФ и СКФО, то, к сожалению, доступность банковских услуг на Кавказе ничтожна в сравнении с прочими регионами страны. Доля активов в банковской системе СКФО составляет меньше 1 процента активов банковской системы РФ. Показатели банковской системы по внутреннему региональному продукту составляют менее 10 процентов, в то время как в целом по РФ эта цифра - 75 процентов, в США - 600. Риски работы банков на Северном Кавказе также выше общероссийских", - отметил Ананьев.

Директор Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов сообщил о том, что по поручению премьера правительства Минфин и Банк России готовят стратегию развития банковского сектора, в которой развитие банковских услуг в Северо-Кавказском регионе прописано отдельной строкой.

"Если в РФ мы имеем 30 отделений банков на 100 тысяч населения, то на Северном Кавказе - 13, в Кабардино-Балкарии чуть больше - 15", - подчеркнул Сухов. Он также напомнил, что именно на Северном Кавказе в прошлом году, во время первого этапа банковской докапитализации была актуальной проблема "недотягивания" банками до необходимого минимума в 90 млн рублей. По словам Сухова, эта проблема коснулась 37 из 60 действующих в СКФО банков.

"Вместе с тем с удовлетворением можно отметить, что подавляющее большинство банкиров нашли капитал", - сообщил Сухов. Однако в конце следующего года нижняя планка докапитализации банков составит уже 180 млн рублей. Докапитализация является важнейшей задачей, что, по словам Сухова, всем банкирам надлежит иметь в виду.

По словам гендиректора госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" Александра Турбанова, многие банкиры в свое время посчитали условия докапитализации чересчур жесткими. "Однако напоминаю, что по размеру банковских капиталов Россия находится на последнем месте в СНГ. А с нижним порогом в 180 млн она будет находится на предпоследнем месте, после Киргизии", - заявил Турбанов.

Турбанов отметил также, что банки Северного Кавказа сравнительно легко преодолели кризис: здесь не было ни одного страхового случая, ни один банк, участвующий в системе страхования вкладов, не обанкротился. По его словам, растут банковские вклады населения СКФО. Это происходит даже быстрее, чем в целом по РФ. "Вкладчики при этом доверяют рублю - увеличились рублевые депозиты. Валютные же сбережения не превышают 8 процентов", - отметил Турбанов.

Участники совещания также обсудили меры решения проблем развития банковской системы СКФО в свете недавно созданной стратегии развития округа до 2025 года. Так, была отмечена слабая обеспеченность населения банковскими услугами, слабый уровень конкуренции между кредитными организациями в регионах, слабое развитие кредитования, небольшой рынок банковских вкладов. Последние два фактора объяснялись невысокими доходами населения. А низкий уровень кредитования физических и юрлиц - следствие высоких требований по выдаче кредитов, отсутствия кредитных историй.

Предлагается законодательно поддерживать небольшие региональные организации и устанавливать более лояльные нормы размера собственного капитала, создавать институты развития и их участие в капитализации банковского сектора, инвестиционные льготы для банков по уменьшению налога на прибыль в той части, которая была направлена на увеличение капитала банка.

Было отмечено, однако, что существуют большие опасения, что введение режима льгот приведет к появлению на Кавказе своеобразной оффшорной зоны, особым статусом которой будут пользоваться для концентрации "серых прибылей" и отмывания денег. Что касается институтов развития, то их деятельность, исходя из нынешнего опыта, скорее всего, будет носить закрытый характер и решения об использовании бюджетных средств сложно будет контролировать.