Белоруссия по индексу уровня образования опережает Германию, Англию и Японию, а также Швейцарию, Германию, Израиль, Россию и ряд других стран, сообщило 25 октября государственное информагентство БелТА со ссылкой на правительство Белоруссии.

Глоток оптимизма в канун даты голосования предлагается сделать из незамутненного правительственного источника. Корреспондент госинформагентства изыскал "доклад о развитии человека за 2009 год" и выдал общественности следующую цифирь:

"Согласно докладу о развитии человека за 2009 год в рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68 место среди 182 стран и территорий мира и вошла в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом по индексу уровня образования (0,961) Беларусь разделяет с Латвией 26 место и опережает ряд стран Европы - Швейцарию (0,936), Чехию (0,938), Германию (0,954), Польшу (0,952), Болгарию (0,930), Россию (0,933), а также Японию (0,949), Израиль (0,947), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (0,957). Уровень образования населения в Беларуси постоянно растет".

Несомненно, соседство с Латвией льстит официальному Минску и его не менее официальному информагентству. Недавний визит президента Литвы в ХрустальныСасут вызвал бурю восторга официальной прессы. Причем речь идет о тех самых газетах и телеканалах, которые еще каких-то пару-тройку лет назад со злобным прищуром клеймили махровых "неофашистов", окопавшихся в высоких прибалтийских кабинетах.

В последние полтора года, по понятным причинам, уже не произносятся дежурные фразы про недопустимость топтания НАТОвским сапогом родной земли. Теперь модно говорить о "сотрудничестве в энергетической сфере" с эстонцами, латышами, литовцами, поляками...

Времена меняются, но неизменной остается желание охмурить "ляхтарат" перед очередной датой переизбрания Александра Лукашенко. В ход идут самые топорные поделки - от колхозных шлягеров типа "Слухай Бацьку" до откровенной фальсификации статистики и поиска позитива в фактах, прямо свидетельствующих о деградации. Среди таковых, несомненно, опубликованные данные по индексу уровня образования.

"Секрет полишинеля" заключается в том, что внимание обращается не на качественные, а на количественные показатели. "По итогам переписи 2009 года 90% белорусов имели высшее, среднее и базовое образование по сравнению с 77% в 1989 году и 85% в 1999 году. Значительно возрос уровень образования сельского населения", - сообщает официоз. О чем это говорит? Ни о чем. Точнее, о том, что определенный процент белорусов имеет дипломы и аттестаты, цена которых прекрасно известна на рынке труда. Но каков процент столяров и таксистов с высшим образованием - госагитпроп умалчивает. Можно с большой долей уверенности утверждать: среди рабочих и крестьян достаточно велик процент лиц с высшим образованием. И данный факт говорит не столько о том, что для прополки брюквы необходимо высшее образование (так как с внедрением инноваций этот процесс стал высокотехнологичным и требует высокой квалификации) сколько о том, что высшее образование люмпенизировано.

Высококвалифицированные кадры вынуждены уходить с предприятий, школ и университетов и, к примеру, заниматься торговлей китайскими трусами, чтобы элементарно питаться три раза в день и не ходить в рубище. Сотни тысяч белорусов с высшим образованием сегодня работают не по той специальности, которая записана в их дипломе. И этот факт прямо указывает на две печальные реалии: во-первых, на качество образования и, во-вторых - на особенности "белорусской модели" как системы, предъявляющей специфический спрос и формирующей специфические условия.

На основе вышеприведенных данных можно сделать вывод о и том, что на 5% сократилось количество белорусов, не имеющих даже базового образования, но 10% не имеют даже базового. Судя по извилистым путям "школьной реформы", это упущение вскоре будет исправлено. Перспективы достаточно ясно просматриваются в публицистике белорусских авторов, например - статье Ивана Нерадькова "Кризис системы образования Республики Беларусь" или многочисленных интервью Владимира Дунаева.

Какие места занимают белорусские вузы в мировых рейтингах ведущих вузов мира? Загадка. По всей видимости, за пресловутым ТОП-200 и, видимо, за ТОП-500. В Белоруссию приглашают учиться китайских и туркменских студентов, но не приглашают британских и германских профессоров. Нагрузка на профессорско-преподавательский состав вузов, оплата его труда, условия работы просто несопоставимы даже с упомянутой Латвией. Зато по стоимости обучения минские вузы конкурируют с Сорбонной и другими известными вузами.

Сколько нобелевских лауреатов подарила миру Республика Беларусь? Ни одного. С 1991 года оргкомитеты самых престижных международных премий почему-то не проявляют интереса к инновациям "центра Европы" (как выяснилось недавно благодаря рекламному ролику на "Евроньюс" - еще и "сердцу Европы").

Каков процент белорусов в научных коллективах тех стран, которые якобы обогнала Синеокая? Он ничтожен, близок к статистической погрешности. Хотя за последние 10 лет Белоруссию покинули сотни профессоров, доцентов, научных сотрудников, магистров и иных специалистов. Поэтому совершенно не смешно читать заметки о том, как "почетный доктор Лукашенко сделал Алиева почетным профессором".

Если взять ведущие мировые издания по медицине, астрономии, археологии - любым наукам (гуманитарным или естественным, фундаментальным или прикладным), то мы увидим, чего стоит система образования РБ. Она деградировала и более-менее способна себя позиционировать лишь на просторах СНГ. Очевидно, результат сравнения с Киргизией и Туркменией льстит белорусским чиновникам от образования. Не удивительно, что "Глава государства Президент" заявляет о намерении увести белорусов в землянки, в то время как бразильцы и индусы строят на месте трущоб небоскребы.

Не только высшее образование является гордостью госагитпропа РБ. "По оценке международных экспертов, Беларусь вкладывает значительные инвестиции в систему дошкольного образования - 1% от ВВП (Россия - 0,7%, Молдова - 0,8%, Украина - 0,6%). Данный показатель является одним из самых высоких в Европе и Северной Америке (Дания - 1,3%, Франция - 1%, Швеция - 1%, Норвегия - 0,8%, США - 0,35%, Канада - 0,2%).В целом доля расходов на образование в ВВП Беларуси в 2009 году составила 4,9%. В России этот показатель составляет 4,6%, Казахстане - 4,2".

Проблема, однако, заключается в том, что под процентами скрываются ужасные явления нашей действительности: нищета воспитательниц детских садов, торгующих собою на панели, откровенное вымогательство денег у родителей на нужды учреждений "системы дошкольного образования" и многое другое.

Что скрывается за "1% от ВВП", о котором говорит БелТА? Скрывается обман. ВВП Белоруссии в десятки раз меньше ВВП России, он совершенно несопоставим с ВВП тех стран, в сравнении с которыми Белоруссия якобы лидер. Или госпропагандисты Синеокой претендуют на дарвиновскую премию, сравнивая 1% от ВВП, имеющий конкретное денежное выражение в тысячах евро, выделяемых на дошкольное образование французских и шведских детей? Неужели сбылась "мечта кукурузника" и РБ догнала и обогнала США не в два, а в три раза?

Результаты централизованного тестирования абитуриентов (фактически - вчерашних школьников) в 2010 году шокировали общественность и специалистов. Все прекрасно понимали, что альтруисты "старой закалки" смертны, а молодые таланты не спешат посвятить судьбу служению "доброму и вечному" за ежемесячное подаяние в 150-200 евро.

Врачи тоже не спешат в землянки. Несмотря на ежегодный выпуск тысяч специалистов разных профилей, в медучреждениях республики ощущается острейшая нехватка врачей и медперсонала. Руководителю Белоруссии ничего лучшего не пришло в голову, как публично заявить о восстановлении крепостного права для врачей. Точнее, в 2008 году речь шла об "отработке на государство" срока 10-15 лет. В случае попыток сбежать на другую работу или добровольно не явиться на место "отработки", бюрократы угрожали взыскать странным образом подсчитанные многомиллионные затраты на обучение специалиста (превышавшие стоимость платного обучения). Были прецеденты исполнения угроз и взыскания денег. Но "текучку кадров" угрозами не остановить, выпуском очередной партии крепостных проблему не решить.

Стоит напомнить, что белорусские налогоплательщики уже оплатили бесплатное образование своим и чужим детям. Как и доступ к бесплатному медобслуживанию, которое, в связи с внутренним дефолтом, на днях решено сделать страховым. Фактически речь идет о том, чтобы сделать медобслуживание платным, а высшее образование давно уже является таковым. Судя по налоговым изъятиям, медицина и образование в Белоруссии должны быть никак не хуже, но намного доступнее, чем в Израиле, который, судя по упомянутым вначале цифрам, несколько отстает.

Бесплатное образование в Белоруссии - такой же миф, как и бесплатная медицина. Несомненно, по этому поводу есть что сказать высокопоставленным белорусским чиновникам, пользующимся услугами "буржуйского" здравоохранения, чьи дети учатся и работают подальше от социально ориентированной родины (преимущественно не по специальности и в филиалах госструктур).

Государственные научные и образовательные учреждения строго хранят тайну процентного соотношения реальных работников к бюрократической надстройке. Доподлинно неизвестно, сколько доцентов, профессоров и преподавателей реально проводят лекционные и семинарские занятия в БГУ или АУ, а сколько проректоров и прочих начальников, а также методистов, кадровиков и прочих товарищей, сидит на их шее. В итоге Минобраз давно превратился в подобие собеса или богадельни, чья бюрократия способна "распилить" и переварить любой процент от ВВП, любое дополнительное вливание из госбюджета. Разумеется, есть заинтересованные в таком положении вещей и они издадут сотни методичек, обосновывая сохранение этой контрпродуктивной системы. По всей видимости, именно на эти цели расходы госбюджета на 2011 год увеличены почти на 30%.

Результат можно спрогнозировать уже сегодня: без коренных реформ не только системы образования, но и всей политической системы Белоруссии наращивание бюджетных расходов, количественных показателей, пропагандистских выступлений и т.д. не приведет к качественным изменениям жизни белорусов, не откроет перед обществом новых перспектив, не решит старых проблем.

Несомненно, нынешнее руководство Белоруссии в курсе ситуации. Возможно, у него даже есть желание ее улучшить. Но ни у Лукашенко, ни у Радькова, ни у Морозевича, Рубинова, Мясниковича, Стражева и многих других нет возможностей развязать этот гордиев узел. Проблема не в деньгах - проблема в уровне компетенций "кормчих" и запуске действенных механизмов ротации элит. Не только системе образования, но и всей Белоруссии жизненно необходим Upgrade.