Уход Чернецкого в Совет Федерации - почетная отставка: политолог

Екатеринбург, 27 октября 2010, 15:02 — REGNUM  Текст поправок в Устав Екатеринбурга с точки зрения содержания изменен только в части введения постов главы Екатеринбурга - председателя Екатеринбургской городской Думы и сити-менеджера. Все остальное - либо техническая правка, либо не стоящие внимания мелочи. Об этом политолог Константин Киселев заявил в статье, написанной для "Уральского Ревизора".

По его словам, Аркадий Чернецкий сегодня - хромая утка: "Его уход в Совет Федерации - не факт повышения, но почетная отставка. Это очевидно всем. Более того, его статус члена Совета Федерации, даже если все в Москве пройдет гладко, не навсегда, а на достаточно короткий срок, который прямо коррелирует со сроком полномочий действующего состава областного Законодательного Собрания. Например, если Законодательное Собрание будет распущено в ноябре 2010, как этого хотят некоторые деятели мишаринской администрации, то членом Совета Федерации Чернецкий может пробыть менее месяца".

"Более того, те уголовные дела, которые сегодня успешно закрывают суды всех инстанций (дело Глотова-Дударенко и другие), в любой момент могут быть открыты в связи с появлением новых обстоятельств. И, конечно, команда Чернецкого этого не может не понимать. Только этого соображения достаточно для того, чтобы считать команду Чернецкого "хромой", а ее лидерам готовить себе запасные аэродромы в стране и/или за ее рубежами. Как в свое время это сделал его соратник Лиокумович", - пояснил политолог.

Он уверен, что контроль за городом действующей команды постепенно будет утрачиваться и в итоге город будет зачищен и от Аркадия Чернецкого и от его людей. Предположительно на это уйдет от трех до четырех лет. По его словам, те люди, которые сегодня голосовали за поправки в городской Устав, обеспечивали "пригон" людей на слушания, фактически сами себе "нарыли" скорую зачистку.

Киселев не исключает кадровые перестановки в городской администрации в рамках самой "городской команды". Но отмечает, что все это не надолго: "Если команда Чернецкого адекватно оценивает свое будущее, то одним из сценариев развития событий станет быстрейший "распил" активов, вывод средств и пр. из бизнесов, связанных с городским хозяйством и городским бюджетом. Очень и очень вероятно, что в ближайшие годы Екатеринбург ожидает временщичество. Бизнес уже начал терять ориентиры. Кандидатур, с которыми связывают будущее, нет. А это принципиально важно. Евгений Порунов и Александр Якоб такими кандидатурами считаться не могут. Поэтому уже завтра "в области" должен начаться, если уже не начался, активный поиск кандидатур на должность мэра Екатеринбурга. В свою очередь, городская команда начнет закручивать гайки в своей электоральной машине, чтобы обеспечить безоговорочное прохождение своих людей и на должность мэра, и на депутатские посты. Но этот будет уже другой человек, другая должность, другие депутаты, другое время".

Напомним, что в Уставе прописано сохранение прямых всеобщих выборов главы города, но только это будет не мэр, а глава Екатеринбурга - председатель Екатеринбургской городской Думы. Также введена должность сити-менеджера - главы Администрации города. Для его назначения формируется комиссия, численный состав которой определяется городской Думой, которая определяет и две трети ее персонального состава. Одна треть определяется Законодательным Собранием Свердловской области по представлению губернатора. Суть и форму конкурса и контракта определит городская Дума.

Константин Киселев также обрисовал перспективы новых изменений в Устав: "Очевидно, что существующий документ не устраивает действующую команду. Не устраивает, прежде всего, в части, связанной с введением пропорциональных выборов. Напомню, что пару-тройку лет назад началась кампания по доведению вертикали до муниципалитетов через введение пропорциональных выборов. Не устояли и городские депутаты, чье мнение в очередной раз "колебнулось" вместе с мнением начальства. Единственное, что они сделали, так это отсрочили нововведение. Выборы 17 депутатов из 35 по пропорциональной системе были отложены на несколько лет, а именно до выборов будущего состава городской Думы. Пропорциональная схема не может в сложившихся условиях "нравиться" городской команде, так как они не контролируют областную организацию партии власти, утверждающую список кандидатов. Более того, сохранение мажоритарных выборов только для 18 человек означает увеличение мажоритарных округов ровно в 2 раза, то есть примерно до 60 тысяч человек. Для проведения кампаний в таких больших округах требуются значительные средства, а средний и крупный бизнес контролируется и имеет связи не только, а часто и не столько, с муниципалитетом, но и с "областью". Элемент непредсказуемости нарастает и в связи с этим. В результате в Думе может оказаться "анти-городское" большинство".

"В сохранении норм о пропорциональном представительстве не заинтересованы и многие депутаты действующего состава, которые никогда не смогут попасть в списке "проходных" партий, - продолжает политолог. - Соответственно, пропорциональные выборы выгодны команде Александра Мишарина и всем партиям. При этом заинтересованность в пропорциональных выборах у мишаринцев не абсолютная. С оной стороны, получение пула своих кандидатов - перспектива заманчивая, с другой, не факт, что "Единая Россия" получит хороший процент голосов, а за партийные поражения по голове не гладят. И все же плюсов для "железнодорожников" в пропорциональных выборах больше".

Не исключается новый виток пересмотра Устава в пользу "горожан". В борьбе за этот пересмотр, по словам Киселева, могут создаваться весьма любопытные коалиции. Например, "Единая Россия" и Яблоко могут выступить единым фронтом, а КПРФ может поддержать Мишарина, которого сегодня критикует.

"Второй принципиальный момент в оценке перспектив пересмотра Устава связан с численностью депутатов и размером избирательных округов. Сегодня в Екатеринбурге фактически минимальный численный состав Думы для полуторамиллионного города. С одной стороны, это упрощает контроль за Думой со стороны администрации города, с другой таит опасности в перехвате этого контроля со стороны любой вменяемой команды. Интерес горожан в этом контексте связан с увеличением численности Думы в целях наиболее полного представительства территориальных интересов, обеспечения большей независимости городской Думы, повышения ее "устойчивости" от разного рода партийных, административных и иных влияний. При этом инициатива о пересмотре численности городской Думы будет исходить, скорее всего, не от власти, а от инициативных горожан, число которых в последнее время растет не по дням, а по часам", - подытожил политолог.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.