Грузия из страны цветов превратилась в страну штрафов, и власть имущих это не беспокоит, заявляет политолог Сосо Цискаришвили в интервью газете "Квирис палитра" ("Палитра недели").

Комментируя новую инициативу президента Михаила Саакашвили относительно необработанных сельскохозяйственных земель (согласно инициативе, лица, которые не обрабатывают принадлежащие им земли, будут облагаться штрафами), Цискаришвили подчеркивает, что в плане решения проблемы эта инициатива даже запоздала. По его словам, в стране из 800 тысяч гектаров земель необработанными остаются более 100 тысяч гектаров, но за 7 лет президентства Саакашвили об этом даже не вспомнил. По мнению эксперта, инициатива штрафования свидетельствует о сильном советском менталителе, когда для улучшения результатов применялось силовое давление на общество. Рыночная же экономика, к которой так стремится Грузия, предусматривает практику поощрения, а не штрафования, отметил Цискаришвили.

"Когда в стране намного более приоритетны процессуальные сделки, чем земля, только тогда можно вести разговор на языке штрафов. А что было сделано для того, чтобы обработать эти земли? И куда, интересно, исчезают те тракторы, которые появляются во время выборов? И вообще, почему наше себялюбивое правительство стыдится объявить сельское хозяйство приоритетной отраслью? Никаких обещанных властями 100 новых сельскохозяйственных предприятий или 100 новых больниц мы так и не увидели. Мы видим только стеклянные здания полиции", - заявляет эксперт.

По его словам, в Грузии сегодня каждое ведомство по своему усмотрению назначает и повышает штрафы, и такими темпами очень скоро доходы от штрафов превысят доходы от НДС, так как ничего стоящего страна не производит.

"Не удивлюсь, если вскоре правительство начнет строить сады Семирамиды. Но и для этого нужны собственные доходы, а не превращение в деньги последнего состояния утративших надежду заключенных. Об этом может думать только заботящийся о стране правитель, а не ориентированное на сегодняшнее яйцо, более того, на его скорлупу, правительство", - отмечает Цискаришвили.

Тему в определенной мере продолжает автор еще одной статьи, опубликованной в последнем номере этой же газеты, под названием "Плати дань, и тебе все простится".

"Президент призывает к подтягиванию поясов, видимо, в бюджете недостает денег. А откуда появятся деньги в стране, где ни предприятия не работают, да и экономику сравняли с землей. Поэтому правительство время от времени устраивает раунды выскребывания содержимых карманов, и небезуспешно", - пишет автор.

Разобравшись с крупными бизнесменами, покинувшими Грузию, правительство напомнило о себе членам своей же команды, отмечает он и напоминает пример бизнесмена Вано Чхартишвили, который хотя и не был в составе правящей партии, но общий язык с ее лидерами находить умел. Ему тоже напомнили о себе, и он вынужденно выехал в Лондон, но неожиданно для всех вновь вернулся. "Видно, он, в отличие от других бизнесменов, более трезво оценил ситуацию и борьбе с правительством предпочел выплату дани", - констатирует автор.

По его же информации, с возвращением Чхартишвили совпало освобождение из тюрьмы члена его команды, бывшего гендиректора компании "Энерджи Инвест" Геннадия Малазония. Малазония был задержан 19 мая по обвинению в финансовых махинациях и уклонении от уплаты налогов. За этой компанией стоит Чхартишвили, который уехал из Грузии сразу после ареста Малазония, сообщает автор статьи. Малазония же обвинили в нарушении правил лицензирования и присвоении 166 млн лари.

"То, что арест Малазония был связан с невыплатой владельцами "Энерджи Инвест" предвыборного "пожертвования" (местные выборы в Грузии прошли 30 мая), стало ясно с самого начала", - пишет автор и добавляет, что пока Малазония сидел в тюрьме в качестве заложника, правящая партия вела торги с хозяевами "Энерджи Инвест", и они, как видно, завершились успешно.