Новый вариант выхода из российско-белорусского нефтяного кризиса - Белоруссия не платит пошлину на нефть, но отдаёт России часть пошлины на нефтепродукты, в принципе, устраивает российскую сторону. Об этом 22 октября в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его словам, главное, чтобы Белоруссия платила. "Вопрос лишь в том, какую же долю от пошлины Белоруссия хотела бы оставить себе, а какую отдать нам. Я бы не стал пока делать далеко идущих выводов, поскольку в отношениях России и Белоруссии есть масса примеров, когда согласие на словах вовсе не означает, что Минск впоследствии действительно соглашается", - отметил он.

Симонов привел два примера таких "фокусов" белорусской стороны. Первый из них - это подписанное в 2006 году газовое соглашение, которое предполагало постепенный переход на формулу ценообразования - "европейская цена минус транзит и минус пошлина на экспорт 30%" с 2011 года. Помимо этого, в 2008 году была предусмотрена скидка к европейской цене в размере 30%, в 2009-м - на 20%, в 2010 году - 10%. "То, что в в 2011 году скидок не будет (но будет 30% дисконт на размер пошлины,) Белоруссия прекрасно знала 5 лет назад. А потом мы слышим, что Россия и Белоруссия должны вместе перейти на принцип равнодоходных цен на газ в 2014 году. Но где это прописано? Россия никогда такого не обещала", - отметил он.

Вторым "фокусом" эксперт назвал отказ от соглашения, согласно которому то количество нефти, которое необходимо для внутреннего рынка Белоруссии, поставляется беспошлинно, остальное количество облагается пошлиной. Однако, напомнил он, "впоследствии Лукашенко это не понравилось и он начал истерить".

Константин Симонов считает, что если нынешнее заявление представителей Белоруссии искреннее, то это означает, что власти начали считать реальную экономику поставок. "Достаточно посмотреть на отчеты Белстата. За первое полугодие, российская нефть в среднем обходилась им в 400 долларов за тонну, а венесуэльская - 650 долларов. Вот реальная экономика поставок венесуэльской нефти, которая, обходится дороже российской. Получается, что ввозить и перерабатывать венесуэльскую нефть просто невыгодно. Кстати, переработка в Европе находится сегодня в непростой ситуации - в лучшем случае маржа составляет 1-2%. Поэтому перерабатывать такую дорогую нефть, да еще и продать куда-то - это фантастический сценарий", - отметил он. По словам Симонова, плюс ко всему, нефтепереработка в Белоруссии в первом полугодии 2010 года сократилась на 50%. Поэтому эксперт считает заявления министра экономики Белоруссии Николая Снопкова о готовности отдавать России часть пошлины на нефтепродукты результатом того, что власти страны начали изучать свои собственные статистические отчеты.

Резюмируя, Симонов подчеркнул, что рассматривает две версии причин поведения Белоруссии. "Первая, оптимистическая: у властей страны проснулся разум и они начали считать на калькуляторе свои убытки от венесуэльских поставок. Согласно же второй версии - они просто тянут время, соглашаясь на словах, на деле же выкинут еще какой-нибудь фокус", - отметил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 19 октября замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что РФ должна компенсировать доходы с экспортных пошлин на нефть для Белоруссии в период, когда пошлины, в связи с началом действия Единого экономического пространства, будут отменены. В связи с этим, Россия намерена получать 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, вывозимых из Белоруссии. 21 октября министр экономики Белоруссии Николай Снопков заявил, что Белоруссия принимает условия России об отмене пошлин на нефть для Белоруссии при условии возврата ей пошлин на нефтепродукты.

Стоит также отметить, что замглавы МИД Белоруссии Андрей Евдоченко 21 октября заявил, что Минск не вопринимает это предложение Москвы как официальное, так как оно должно было быть сделано "по другим каналам".