"Мы считаем, что разрешения на проведение раскопок должны выдавать специализированные организации, а не Росохранкультура", - заявил архангельским журналистам на пресс-конференции сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Александр Никитин.

По его мнению, например, такие разрешения может выдавать отдел полевых исследований института археологии РАН, это большое сообщество специалистов. "До недавнего времени на получение "открытого листа" (документ на право производства раскопок и разведок археологических памятников - прим.ИА REGNUM Новости) уходила неделя. Рассматривали давно известную кандидатуру, проверяли сданные отчеты, выписывали белый лист. А сейчас все изменилось, и ситуацию с выдачей белых листов - это удар по российской экономике, - рассказывает Никитин. - Это задерживает проведение полевых работ, задерживает инвесторов. Конечно, застройщики идут на ухищрения: они подают заявку на открытый лист, органам местного самоуправления показывают копию заявки на открытый лист и начинают работы. Но это не совсем законно, но местные власти не хотят задерживать инвесторов и поэтому они идут на эти предложения".

Слова Александра Никитина подтвердил старший научный сотрудник НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Ковалев. "На сегодняшний день археологи могут работать только при наличии "открытого листа", документа, разрешающего проводить археологические работы. Но доходит до того, что на получение "открытого листа" уходит до полутора месяцев, это очень долго. Я сам с этим столкнулся", - сказал он.

"Я очень надеюсь, что система выдачи открытых листов будет упрощена. Полагаю, что с выдачей белых листов вполне могли бы справиться отдел полевых исследований института археологии и местные общество охраны памятников, - говорит Александр Никтитин. - Они достаточно компетентны для этого. Но для нас лучше, конечно, вернуться к старой системе. Зачем Росохранкультура взяла на себя функцию ставить дополнительный штампик на этот документ, совершенно непонятно. Теоретически Росохранкультура должна следить за соблюдением законодательства в сфере культуры. Другой вопрос, что у нее нет на это ресурсов. Представьте, небольшая организация в десяток человек работает на территории всего Северо-Западного округа. У них нет штатов, нет собственного транспорта, что они могут сделать в таких условиях? Как они проверят соблюдение законодательства за тысячи километров от Санкт-Петербурга? Да, у нас есть закон, но закон - это инструмент. Нужна организация, которая возьмет этот инструмент в руки и начнет им пользоваться".

Проблема длительности получения разрешения на проведение археологических работ была обсуждена на круглом столе в рамках работы Всероссийского археологического форума. По итогам заседания были разработаны конкретные рекомендации по улучшению законодательства в сфере охранной археологии.