Ильхам Шабан: Каримов и Бердымухамедов блеснули восточным красноречием на фоне взаимного недоверия

Москва, 21 Октября 2010, 20:03 — REGNUM  

Интервью ИА REGNUM Новости с руководителем Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхамом Шабаном

ИА REGNUM Новости: 20 октября в Ашхабаде президент Узбекистана Ислам Каримов и глава Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов обсудили возможность создания крупных международных консорциумов в нефтегазовой отрасли в обеих странах, что, по их мнению, повысило бы в несколько раз доходы, получаемые от нефтегазовой промышленности, и послужило бы укреплению взаимодействия двух государств, созданию рабочих мест, строительству новых объектов инфраструктуры. Ваши комментарии...

Честно говоря, просматривается какое-то дежавю. Сразу вспоминается описание в центральной коммунистической прессе встреч советских партийных вождей с лидерами дружественных, "понимающих политику партии и правительства СССР" стран. Но, давайте, будем реалистами. Какие высокие технологии, какие международные консорциумы, какое увеличение доходов в несколько раз?! Кто рвется участвовать в этих утопических консорциумах, которые, де, укрепят взаимодействие Узбекистана и Туркменистана, создадут кучу рабочих мест, построят объекты инфраструктуры и пр.?! Это всё, мягко говоря, благозвучные речи, которые априори не могут быть наполнены конкретным содержанием. Я уверен, что за этим набором красивых слов не последует никаких дел. Тем более, что реальные отношения между Узбекистаном и Туркменистаном оставляют желать много лучшего. Взаимный их товарооборот не достигает и 200 миллионов долларов в год, между ними действует визовый режим, а общая граница, насколько помнится, открывается для граждан этих стран лишь дважды в год.

ИА REGNUM Новости: Но ведь разногласия не помешали двум странам проложить трубопровод Центральная Азия-Китай, который функционирует с прошлого года и после модернизации сможет транспортировать в Поднебесную ежегодно 40 миллиардов кубометров туркменского и узбекского газа?

На самом деле стороны не доверяют друг другу и в этом вопросе. Туркменистан опасается, что Узбекистан, который находится куда ближе к китайским потребителям, под каким-нибудь предлогом заполнит трубопровод не 10, а, скажем, 15 млрд. кубометрами своего газа. Но трубопровод, по двум нитям которого можно экспортировать в Китай по 20 млрд. кубометров газа ежегодно, не безразмерный. В свою очередь официальный Ташкент еще с начала правления покойного Туркменбаши, раздававшего, как впрочем, и его преемник Гурбангулы Бердымухамедов, обещания налево и направо, относится с недоверием к Ашхабаду. Кроме того, не будем забывать об усилившейся в последние годы близости Узбекистана с Россией, компаниям которой фактически предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Конечно же, создавая новые газовые и прочие проекты, традиционно осторожный Ташкент не может не принимать к сведению соответствующее мнение Москвы, которое не всегда будет позитивным.

ИА REGNUM Новости: А как вы оцениваете предложение Каримова, поддержанное в общих чертах Бердымухамедовым, создать транспортный коридор Узбекистан-Туркмения-Иран-Оман-Катар?

Это предложение, мне кажется, из той же оперы, что и слова о создании крупных международных консорциумов в нефтегазовой отрасли Туркменистана и Узбекистана. Зачем Катару и Оману туркменский или узбекский газ, когда свой девать некуда? Предвижу ваш вопрос, а может там захотят перепродавать центральноазиатский газ? Но и в этом нет никакого смысла. Кто будет реализовывать не свой добытый газ, а чужой? Никто. Приходится думать, что перед нами очередной образец восточного красноречия и высокого полета мысли. Кстати, далеко не зря Каримов не привел какие-либо подробности нового проекта Узбекистан - Катар. И в том, что Бердымухамедов поддержал этот проект и даже пообещал поручить соответствующим специалистам своей страны изучение политических и технических проблем, тоже нет ничего удивительного. Радушный хозяин поддержал красивую тираду своего гостя. И ничего больше. Мы видим в действии уже второго туркменского президента, но ни одного из них нельзя упрекнуть в излишней доверчивости и наивности.

ИА REGNUM Новости: По словам президента Туркмении, в настоящее время в его стране реализуется проект транспортного коридора "Север-Юг" - железной дороги Казахстан-Туркмения-Иран с последующим выходом к Персидскому заливу. Не может ли присоединиться к этому проекту со своей стороны Узбекистан?

На самом деле Узбекистан и Туркменистан имеют очень большие возможности в осуществлении международных транзитных грузоперевозок. Если не ошибаюсь, ежегодный объем экспортно-импортных грузов, проходящих через территории двух государств, немногим меньше 2,5 миллионов тонн. Но дело в том, что вопрос упирается не в строительство Прикаспийской железной дороги, а в международную изоляцию Ирана. Именно по этой причине железные дороги Туркменистана и Ирана не могут быть соединены. Кроме того, наверное, не так уж этого хотят в Тегеране, если разговоры об этом коридоре ведутся 10 лет. С другой стороны, азербайджанский проект транспортного коридора "Север-Юг" дешевле. Там есть железная дорога от Москвы до границы Азербайджана с Ираном. Но власти ИРИ никак не достроят небольшой участок пути, хотя поговорить на тему всегда не прочь. Реально они договорились о строительстве железной дороги Иран-Армения, причем работы по ней, хотя и наибольшая ее часть пройдет по армянской территории, будут субсидироваться иранским правительством.

ИА REGNUM Новости: И наконец, каких, по-вашему, результатов можно ждать от визита российского президента Дмитрия Медведева в Туркмению?

Простите, но я больше привык оперировать фактами. Будут итоги визита, будет и что комментировать. К сожалению, это пока всё, что можно сказать. Хотя с другой стороны абсолютно ясно, что визит российского руководителя вызывает большой интерес не только журналистов, и можно ждать достижения действительно важных договоренностей между Москвой и Ашхабадом.

Беседовал Рафаэль Мустафаев

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Федерализация Молдавии возвращается: Додон «выучил уроки и ошибки» Воронина
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Деньги на завершение проекта реставрации собора Холмогор выделены
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
ВПК России запретили закупать импортные аналоги отечественной продукции
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
Захарченко: Донецкая и Луганская республики – уже федерация
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
В аэропорту Калининграда вновь коллапс
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Прокуратура проверяет покупку «Почтой России» двух самолетов
NB!
17.01.17
Паритет доллара и евро в 2017 году не отменяется?
NB!
17.01.17
«Дональд Трамп – это новый Рональд Рейган?» — The American Conservative
NB!
17.01.17
Внук Назарбаева публично назвал имена казахстанских «врагов народа»
NB!
17.01.17
Песков о заявлении советника Трампа: «Русские предпочитают деликатесы»
NB!
17.01.17
Американский F-22 уступает российскому Су-35 — War is Boring