Центр энергетической экспертизы публикует размышления о положении дел в энергетике чрезвычайного и полномочного посла Украины в Турции Сергея Корсунского.

Украинский дипломат, в частности, заявляет: "В последние годы дискуссия о будущем Южного энергетического коридора, который предусматривает связь Каспийского региона, богатого нефтью и газом, с потребителями в Европе и в других местах, прошла долгий путь от теоретических соображений к практическим шагам. Европа - потребитель - определила "третьим столпом" маршрут Восток-Запад "Nabucco плюс", а Россия - производитель - считает, что это должен быть "Южный поток".

Южный коридор предназначен для дополнения северного маршрута, состоящего из трубопроводов "Северный поток" и "Ямал-Европа", а также центрального коридора, проходящего через украинскую газотранспортную систему. И все, неважно потребители или производители, говоря о юге, понимают, что роль Турции в этом предприятии имеет решающее значение.

Похоже, что есть все необходимые предпосылки, чтобы претворить в жизнь южный маршрут в его европейской версии. Азербайджан, Иран, Ирак и Туркменистан обладают значительными запасами нефти и газа. Южная и Центральная Европа жадно ищут дополнительные источники питания. Есть и технологии, и даже финансовые ресурсы. И все же все продвигается со скоростью улитки. Почему? Ответ заключается в геополитических соображениях. Наличие каспийского газа на Балканах не желательно для развития "Газпрома". Используя свои давно установившиеся отношения со странами-потребителями в регионе, российский гигант использует любую возможность обеспечить как можно большую поддержку для конкурирующего "Южного потока". Традиционный аргумент о так называемых "недостаточно стабильных и непредсказуемых транзитных государствах" (читай - Украина) больше не работает, так что был выбран еще один подход. Они говорят, что для Nabucco газа нет. Но нет газа и для "Южного потока" - иначе, зачем бы "Газпром" просил Азербайджан и Туркменистан продавать России весь имеющийся газ? По моему скромному мнению, реальная проблема с Nabucco заключается в отсутствии политической воли, а не в отсутствии газа. Недавно было объявлено, что инвестиционное решение по Nabucco вновь отложено до 2011 года. Плохо.

На Украине мы переживаем одну и ту же бесконечную историю. Европейские державы, как правило, очень быстры, когда дело доходит до критических высказываний и очень медленны, когда речь идет о расходах и деньгах, чтобы участвовать в проекте модернизации украинской газотранспортной системы. И это происходит несмотря на тот очевидный факт, что модернизация позволит решить непосредственную проблему доставки увеличенных объемов российского газа в Европу в случае необходимости.

Если Nabucco будет построен, Турция качественно изменит свое значение в Евразии. Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), "Набукко", возможно соединительные трубопроводы в Грецию, Италию и Болгарию, и Самсун-Джейхан (если будет построен) превратят Турцию в основной транзитный центр углеводородов. Я также считаю, что если Турция в полной мере реализует транзитные возможности в плане перевозки грузов и дополнит новыми автомобильными и железными дорогами вдоль и поперек страны, политики во многих европейских столицах взглянут по-новому на стремление Турции присоединиться к ЕС.

В то же время большинство экспертов международного класса считают, что с продвижением "Южного потока" Nabucco не будет. Тогда, в дополнение к явной геополитической потере для Турции, прибрежные государства вокруг Черного моря будут в скором времени иметь дело с экологически опасным и экономически неоправданным проектом, потребляющим много ресурсов. Черное море обладает запасами в 3 миллиарда тонн сероводорода - легковоспламеняющегося и очень ядовитого газа, который при контакте с воздухом взрывоопасен.

Что касается экономики "Южного потока", следует принять во внимание последние события на европейском газовом спотовом рынке, где СПГ из Катара, Тринидада и Тобаго продается порой на 30-40 процентов дешевле, чем российский газ. Неудивительно, что европейские потребители уже попросили "Газпром" пересмотреть долгосрочные контракты. Огромные запасы сланцевого газа в США вскоре могут превратить эту страну из импортера в экспортера природного газа, что делает СПГ для Европы еще более доступным. Wood and McKenzie сообщает, что всего за первое полугодие в развитие месторождений сланцевого газа было инвестировано $ 21 млрд. Кому будут нужны "Южный поток" и Nabucco через четыре-пять лет?

Настало время сделать южный коридор реальностью. Модернизация украинской газотранспортной системы и строительство Nabucco будет экономически эффективным и экологически безопасным решением для потребностей Европы; Самсун-Джейхан будет отличным решением для перегруженного Босфора. В этом случае выигрывают все".