На состоявшемся 10 июля заседании правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о методике распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Методика разработана Минэкономики РФ и согласована всеми заинтересованными ведомствами: Госстроем России, Минфином и Минюстом. С докладом по этой теме на заседании правительства выступил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Мухамед Циканов.

По данным, предоставленным Управлением общественных связей Минэкономразвития России, в настоящее время средства федерального бюджета на жилищные субсидии распределяются по 27 северным регионам и 71 региону вселения. Общая численность граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и состоящих на учете в субъектах РФ, составляет 814 тыс. человек. В их числе:

- граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов - 2881 человек (Справочно: 2607 человек в 4 регионах, из них имеет согласование Правительства РФ Чукотка (355 чел.), данные по остальным регионам уточняются).

- инвалиды - 69 тыс. чел. (8%)

- пенсионеры по старости - 436 тыс. чел. (55%)

- безработные не менее года - 16 тыс. чел. (2%)

- трудоспособные - 282 тыс. чел. (35%)

Как сообщил на заседании правительства М.Циканов, переселение одного человека стоит от 150 до 180 тысяч рублей, а продолжение его содержания для бюджетов всех уровней - от 16 до 40 тысяч рублей (по оценке Мирового банка и Института экономики переходного периода).

В 2003 году на жилищные субсидии из федерального бюджета предполагается выделить 771,53 млн. рублей. В среднем за период с 1995 по 2002 гг. жилищные субсидии получали 10 683 человека в год. Выделяемая сумма составляет примерно 180 тыс. рублей на человека. В 2002 году из районов Крайнего севера выехало 4980 человек.

Средства федерального бюджета на жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выделяются с 1995 года. Помимо бюджетных средств на переселение граждан из районов Севера в 2003 году направляются средства:

- займа Всемирного банка (600 млн.руб.);

- реструктуризации угольной отрасли (261 млн.руб.);

- субъектов Российской Федерации (около 115-120 млн.руб.);

- предприятий (Газпром, Росэнергоатом и др. - около 500 млн.руб.);

- средства граждан (до 100 млн.руб. ежегодно).

Распределение средств между субъектами Российской Федерации осуществлялось:

в 1995, 1996 и 1998 годах - отдельными Федеральными Законами;

в 1997 и 1999 годах - Федеральным Законом о федеральном бюджете;

начиная с 2000 года - распоряжениями Правительства Российской Федерации.

С 1998 года по 2003 год распределение указанных средств осуществлялось строго пропорционально распределению, утвержденному Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 131 - ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Между тем подобный способ распределения не учитывал реальных экономических и демографических изменений в регионах. Как подчеркнул М.Циканов, анализ ситуации показал, что выделение средств не коррелирует с численностью желающих выехать из того или иного региона.

Новая методика позволит производить гибкие расчеты в зависимости от реальной численности граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в каждом регионе, с учетом категорий очередности.

1-я очередь - граждане, выезжающие из городов, поселков, полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации;

2-я очередь - граждане, признанные инвалидами I и II групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

3-я очередь - пенсионеры;

4-я очередь - граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах государственной службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5-я очередь - работающие граждане.

Кроме того, внедрение предложенной методики расчетов позволит обеспечить приоритетное обеспечения выезда граждан из закрывающихся населенных пунктов.

При расчетах согласно методике предусматривается выделение субъектам Российской Федерации средств на жилищные субсидии в размере, необходимом для приоритетного обеспечения их потребностей по предоставлению жилищных субсидий гражданам первой категории очередности, а также выделение субъектам Российской Федерации средств на жилищные субсидии в размере не менее, чем для обеспечения одной семьи.

По словам Мухамеда Циканова, "новая методика позволит распределять средства между субъектами Федерации в зависимости от количества реально нуждающегося населения, учитывать социальную структуру очередников, а соответственно и социальную нагрузку на регионы, обеспечить приоритетное предоставление жилищных субсидий гражданам первой категории очередности, а также сделать процесс получения жилищных субсидий более прозрачным".