В Архангельске разгорелась дискуссия о том, нужен ли городу памятник Петру I, который хотят убрать из Москвы. Напомним, за то, чтобы этот памятник перенесли в Архангельск, высказался мэр города Виктор Павленко и пять научных сотрудников Поморского государственного университета.

Газета "Бизнес-класс. Архангельск" разместила на своих страницах мнение помора, бывшего редактора газеты Ивана Мосеева, опубликованное еще в 2006 году, который не просто выступил против перемещения памятника в Архангельск, но и пояснил, почему не стоит этого делать.

"Роль Петра в судьбе столицы Поморья скорее отрицательная, чем положительная... Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, сегодня уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение! Даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а Иваном Грозным в 1581 году. А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов.

Сегодня имя Петра I работает против позиционирования Архангельска как родины отечественного морского флота! Ведь не секрет, что родиной флота вся Россия считает Воронеж и Переславль-Залесский! С точки зрения архангелогородцев, это нелепо, но с позиций мифотворчества о том, что русский флот и первые морские судоверфи создал Петр I, - логично. Никого не волнует, что Петр не смог бы создать флот на голом месте и что у сухопутной крепостной России для этого не было ни инфраструктуры, ни кадров. Из крепостных русских крестьян получались никудышные матросы, и без ресурса, созданного поморским народом, Петр I еще долгие годы плавал бы в своих потешных прудах. Ведь только в Поморье в то время в России были и опытные корабелы, и кормщики, с детства знакомые с морем. Задолго до Петра в Поморье были и судоверфи, и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Петр просто использовал уже готовый ресурс.

Можно смело утверждать, что за строительство государевой дороги, верфей, флота и Петербурга поморы заплатили больше, чем любой другой коренной народ России. Государство тогда мало финансировало народные работы, труд был фактически бесплатный.... Десятки тысяч поморов строили петровский флот, воевали на морских кораблях на всех морях - Балтийском, Азовском, Черном. И чем больше людей требовалось Петру - тем хуже было Поморью. Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных еще Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Петр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Это тоже подорвало морские промыслы, ведь далеко не каждому было по карману строить гукеры и шхуны.

Петр не церемонился с людьми, его мало интересовало, что поморы - это не крепостные крестьяне. Если ему требовались рабы, он просто превращал в них своих подданных. В 1712 Петр I забрал для службы на флоте 500 поморов, в 1713 - 550, в 1715 - 2000. Причем брал самых лучших молодых работников, обрекая их семьи на голодное существование, разорение и нищету. Тысячи семей лишились тогда своих кормильцев. В именном указе архангельскому губернатору от 9 октября 1714 года Петр I пишет: "в Сумском остроге, на Мезени и в других местах, где есть лучшие работники, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах", набрать 500 матросов, "и чтоб оные были не стары, не увечны, а именно, чтобы были летами не старше 30 лет".

Жестокость и презрение к своим подданным, глумление над традиционной культурой коренного населения России были неотъемлемой чертой Петра I. Так, царь вообще не считал за людей ненцев и обращался с ними буквально как с животными. Вот что собственноручно писал "просвещенный самодержец" архангелогородскому вице-губернатору П.Е. Лодыженскому 11 января 1717 года: "Господин вице-губернатор. По получении сего указу сыщите двух человек самоядов молодых ребят, которые б были дурняя рожием и смешняе, летами от 15 до 18, в их платье и уборах, как они ходят по своему обыкновению, которых надобно послать в подарок грандуке флоренскому. И как их сыщите, то немедленно отдайте их тому, кто вам сие наше письмо объявит. Петр".

То, что ненцы не животные, а люди, Петра I нисколько не волновало. Но это не может не волновать современных жителей Архангельска. Ведь чествование в Архангельске Петра I оскорбительно и для поморов, и для Ненецкого автономного округа...

Петр хотел, чтобы Петербург стал главным международным морским портом России и рассматривал Архангельск исключительно как конкурента своему детищу. В угоду новой российской столице он всячески ограничивал товарооборот Архангельского порта. Но ограничительные меры не дали ему желаемого результата, а к 1710 году обороты архангелогородской ярмарки, согласно таможенной "перечневой выписке", достигали 2 млн 773 тысяч рублей, что вызывало ярость у Петра I, желавшего быстрейшего роста Петербурга, но отнюдь не Архангельска. Тогда Петр решил, что конкурента надо уничтожить. 11 декабря 1724 года Петр I именным указом запретил иностранным торговым кораблям приходить в Архангельск. Это привело к резкому краху экономики столицы Поморья, массовому обнищанию поморов, и уже никогда Архангельск не мог достичь былого процветания.

Таким образом, более логичным было бы считать главным брендом столицы Поморья не памятник Петру Великому, а, например, памятник Великому Помору М.В. Ломоносову, чей 300-летний юбилей готовится отмечать Архангельск".