Интервью ИА REGNUM Новости с руководителем Евразийской медиа-группы, доктором политических наук Вартаном Тоганяном

Г-н Тоганян, в последнее время Туркмения демонстрирует чудеса информационной активности, беспрецедентные не только для этой страны, но и для региона в целом. Такое ощущение, что президент Бердымухаммедов задался целью превратить свою страну из информационной "черной дыры" в источник позитивных новостей из Центральной Азии. Некоторые уже заговорили о перспективе превращения Туркмении в регионального лидера. По Вашему мнению, возможно ли такое?

Действительно, сегодня налицо резкая активизация информационной политики Туркмении. И это особенно бросается в глаза на фоне общей, традиционной для региона, закрытости местных элит и обществ. В случае с Туркменией мы видим не только поток хлынувшей информации о позитивных изменениях в стране, но и, что еще более важно - поток новых идей и проектов, зачастую весьма смелых. Конечно, многие из них нуждаются в критическом анализе, но есть и весьма характерные для текущего момента, дающие пищу для размышлений и анализа.

Исходящий из Туркмении массив новостей, львиная доля которых все-таки базируется на заявлениях и решениях самого главы государства - г-на Бердымухамедова - воспринимается с интересом по целому ряду причин. Среди них можно назвать, прежде всего, экономическое развитие страны. Согласитесь, сложно без изрядной доли юмора выслушивать новаторские идеи иных политиков высокого ранга, экономика стран которых переживает период стагнации; иначе как демагогией это назвать нельзя. В случае же, когда экономика на подъеме, модернизаторские инициативы властей воспринимаются в качестве перспективной программы развития. Будут ли они в итоге реализованы - другой вопрос.

Сегодня Туркмения в самом начале пути, и она старается стать открытой, в том числе для инвесторов, и не только в нефтегазовой сфере. Что касается регионального лидерства, то это понятие весьма относительное. Ситуация в регионе постоянно меняется, и главной тенденцией можно назвать следующую: сегодня страна может быть лидером по каким-то показателям, а завтра - превратиться в аутсайдера. Однако основополагающим фактором, позволяющим претендовать на лидерство, в данном случае может быть политическая и экономическая стабильность. С этой точки зрения Туркмения занимает хорошие стартовые позиции, и во многих аспектах Туркменистан уже лидирует в регионе. Конечно, об этом мы говорим с учетом специфических реалий данного региона, в том числе и тех, которые касаются вопросов региональной безопасности.

Вы считаете, что Туркмения на сегодняшний день является стабильной политико-экономической системой?

В сравнении с соседними странами - безусловно. Здесь практически отсутствуют предпосылки для межэтнических и межклановых столкновений. Экономика развивается стабильно в силу богатой материально-сырьевой базы. А нейтральная позиция страны предоставляет возможность комплементарной политики в отношении мировых держав. Вот смотрите в стране построили целый курортный город европейского уровня, самый крупный газораспределительный центр в регионе, самый крупный и фешенебельный отель в регионе, самую большую мечеть в регионе, беломраморную столицу и многое другое, так что уже сделаны первые шаги по превращению страны в регионального лидера.

А что насчет внешних источников дестабилизации?

Вот с этим проблем предостаточно. Последние события в Киргизии не оставляют места для иллюзий. После свержения президента Акаева было ясно, что в регионе заложена бомба с часовым механизмом. С другой стороны, перенаселенный Узбекистан, кипящая Фергана, взорванный изнутри и пускающий метастазы Афганистан. Туркмении будет очень сложно сохранять стабильность в столь неспокойном регионе. Однако это возможно. Соседи Туркменистана должны быть заинтересованы в распространении стабильности на себя, а не в "перекидывании" дестабилизации на соседей. Поскольку в этом случае шансов на выживание не останется и у них. Поэтому туркменская "формула стабильности" сегодня востребована регионом, а практика инвестирования в инфраструктуру - от скважин и трубопроводов до курортных центров - также приносит неплохие плоды.

Можно ли назвать Бердымухаммедова среднеазиатским Медведевым?

Еще раз подчеркну: все, что мы говорим о Туркмении, имеет право быть озвученным с учетом местных реалий и специфики и, самое главное, того наследия, которое оставил Бердымухаммедову покойный Туркменбаши. На этом фоне любой инновационный подход кажется революционным и гораздо более смелым, чем то, что сегодня старается провести в России Дмитрий Медведев. Но то, что оба политика во главу угла ставят модернизацию своей страны - это, по моему, ни у кого не вызывает сомнений.

А как вы прокомментируете идею Бердымухаммедова о необходимости создания региональной системы безопасности, учитывая тот факт, что Казахстан является, ни много ни мало, действующим председателем ОБСЕ. Туркмения хочет разрушить ОДКБ - оборонный блок, в который входят все ее соседи?

Я думаю, что идея Бердымухаммедова состоит в том, чтобы дополнить уже существующие системы новым региональным консультативным форматом. Конечно, представить безопасность Центральной Азии в отрыве от интересов России, Китая, Ирана, США и ЕС невозможно, однако такой субрегиональный консультативный механизм мог бы гораздо более оперативно и предметно помогать решать текущие проблемы. Стабильность - общий запрос для всех стран региона, и если им удастся наладить взаимовыгодное сотрудничество в этом плане, то выиграют, на самом деле, все. Еще раз повторюсь, как мне представляется, виртуальное лидерство Туркмении, о котором заговорили в последнее время - это не панацея. Но оно может стать реальным, если продолжить стабильное развитие и нейтрализовать внешние угрозы безопасности. Это возможно только в случае достижения единой региональной безопасности.

Недавно президент Туркмении заявил, что в стране отныне можно выпускать частные газеты и открывать новые партии. Может ли создание такой конкурентной среды привести к появлению политического соперника для самого Бердымухаммедова?

Это очень долгий процесс. Не будем забывать, в каких условиях все это зарождается, какие традиции существуют в регионе и так далее. Некая диверсификация внутренней политики, безусловно, пойдет на пользу Туркмении. Закладываются зачатки гражданского общества. Но это совершенно особое общество, одним из приоритетов которого является наличие стабильной и, главное, понятной властной иерархии - системы власти. Когда система понятна и стабильна, то и особых потрясений быть не должно. Посмотрите на опыт Китая, Индонезии, Индии, Южной Кореи и так далее. При всех издержках, которые здесь существуют, система власти остается понятной и прогнозируемой. Остается только обеспечить экономический рост и выполнять социальные обязательства. Все прекрасно понимают, что возможность развития в этих странах классических парламентских демократий по модели Западной Европы является полной утопией. Да и не нужно им этого. Здесь другая культура демократии - азиатская. В русле этой традиции основной задачей власти остается формирование понятной и стабильной системы взаимоотношений государства с людьми.

Вы считаете, что в Туркмении можно делать медиа-бизнес?

Считаю, что да.