Александр Немцов: Превратности подсчетов

Москва, 19 октября 2010, 16:52 — REGNUM  Предлагаем вашему вниманию статью доктора медицинских наук Александра Немцова, опубликованную в сегодняшних "Известиях".

Значительный вклад в депопуляцию России вносят колоссальное потребление алкоголя и сопутствующая сверхсмертность, особенно мужчин трудоспособного возраста. С непростительным опозданием этот факт наконец нашел отклик в виде Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.

Концепция содержит здравые предложения, хотя далека от совершенства из-за многочисленных демагогических пассажей. Однако впервые после антиалкогольной кампании 1985 г. в Концепции сказано, что "фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год". Обозначены и целевые установки алкогольной политики: "на первом этапе (2010-2012 гг.) снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15%", т.е. до 15,3 литра в 2012 г.

Концепция далека от совершенства, в ней много демагогических пассажей Вызывает сомнение и сам уровень потребления, а главное - отсутствие какого-либо его обоснования. Автор долго разыскивал источник этой цифры. Все пути сошлись в отделе Роспотребнадзора. Руководитель отдела Геннадий Иванов подтвердил, что уровень потребления для Концепции был рассчитан в его отделе, однако под разными предлогами отказался предоставить эти расчеты. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Наконец обнаружился документ "О потреблении алкогольной продукции в Российской Федерации" без указания автора, но со ссылкой на специалистов Роспотребнадзора. Есть и конечный результат расчетов - 23,5 литра алкоголя в год для населения старше 15 лет или 18 литров для всего населения. Документ, положенный в основу Концепции, заслуживает анализа. В нем много таблиц с фактическими данными о производстве, импорте и экспорте алкогольной продукции. Приводится и доля нелегального алкоголя (28,7-50%), объемы потребления самогона (4-30 млн дал; дал - 10 литров) и суррогатов (15-20 млн дал). Несмотря на все эти данные, в документе не сказано главное - как всю эту массу сведений, да еще с большим их разбросом специалисты Роспотребнадзора превратили "в расчеты потребления населением алкогольной продукции с учетом производства легальной и нелегальной продукции, ее импорта и экспорта в Российской Федерации".

Мы не узнаем, какими из этих цифр оперировали авторы документа, но в одной из таблиц потребление водки увеличилось в два раза (на 113%) по сравнению с производством, вино виноградное - на 186%, пиво - на 145%, а вот самогон и суррогаты взяты по минимуму (4 и 15 млн дал соответственно).

Далее эти странные показатели авторы пересчитали в "среднедушевое потребление алкогольной продукции в год" еще более странным образом, выбрав различные методики расчета этого показателя с использованием минимальных и максимальных коэффициентов пересчета алкогольной продукции в этиловый спирт.

Спрашивается, зачем понадобились "различные методики различных учреждений", когда есть согласованные Росстатом и Росалкогольрегулированием коэффициенты пересчета? А вот далее авторы документа допустили уже совсем грубую ошибку, рассчитав среднюю величину из минимальных и максимальных объемов алкоголя. Похоже, что они никогда не учились в школе, собрались на необитаемом острове, чтобы изобрести велосипед. Дело в том, что напитки разной крепости потребляются не в равных количествах.

Например, пиво: его доля по содержанию алкоголя до 4,5 градуса составляет 33,4% к общему объему потребления, а очень крепкое (свыше 7,5 градуса) - 10%. Простая средняя общего объема пива с коэффициентом 0,03 и 0,09, как это у авторов, даст искаженное содержание алкоголя в этом напитке. В таком случае необходима так называемая взвешенная средняя, учитывающая долевой вклад пива той или другой крепости. Как-то неловко писать о таких простых арифметических истинах.

Все сказанное подводит к выводу, что авторы документа подошли к расчетам потребления алкоголя в РФ неквалифицированно и выдали для Концепции ошибочную цифру потребления - "около 18 литров в год". Скорее всего, этот уровень является существенно завышенным. Зачем это понадобилось авторам? Недавно министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова доложила, что потребление алкоголя снизилось с 18 литров в 1991-2008 гг. до 15 литров в 2009 г. Это значит, что задачи Концепции решены уже в 2009 г., т.е. с большим опережением.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail