14 сентября пресс-секретарь президента Армении Армен Арзуманян заявил, что Серж Саргсян знаком с содержанием открытых писем гражданина России Алексея Корепанова и гражданина Румынии Оливера Радуку Мариана. Напомним, в этих письмах, в частности, были описаны вопиющие факты коррупции в высших эшелонах правоохранительной системы и судебной власти Армении.

Минул месяц, но сюжет развития не получил. Единственная и весьма экзотичная реакция армянского официоза на обвинительные письма - "президент Армении информирован". Если, президент посчитал нужным быть информированным по указанному вопросу, значит, триллер с письмами отнюдь не рядовое информационно-клеветническое событие. Поэтому, Серж Саргсян, придавший своей информированностью письмам президентскую значимость, должен материализовать собственную же реакцию в общепринятую в таких случаях ведомственную проверку, которая либо подтвердит, либо опровергнет скандальную информацию. Есть основания предполагать, что в случае официального опровержения изложенной в злополучных письмах информации, факты упомянутого взяточничества могут найти подтверждение в некоей неоспоримой форме. Может быть, именно такое развитие событий сдерживает праведный гнев президента? На данный момент известно лишь одно: покамест, все фигуранты обвинительных писем, прочно сидят на своих местах.

Почему?

Потому, что проблема представляется гораздо более масштабной и тесно связанной с политической системой страны. В условиях тотальной коррумпированности всей властной вертикали рождаются механизмы круговой поруки, и прецедент законного наказания отдельных проворовавшихся и публично оскандалившихся коррупционеров будет истолкован всей остальной чиновничьей братией, включая силовиков, как сигнал угрозы личному чиновничьему благополучию, а это, (здесь, применим термин, употребляемый С. Саргсяном) чревато расколом госаппарата. Не стоит забывать, что именно начавшийся переход высокопоставленных чиновников и правоохранителей в лагерь оппозиции в марте 2008 года создал реальную угрозу позициям правящего режима и был подавлен с предельной жесткостью.

С этой точки зрения, информация о разоблачении армянской мафиозной группы, растаскивающей святая святых американской экономики - Пенсионный фонд - событие отнюдь не рядовое. СМИ уже провели дюжину ниточек от главарей банды до родственников высокопоставленных лиц в Армении. На международном характере группировки и ее очевидной связи с Арменией акцентировал внимание американский федеральный прокурор Прит Бхарара. Да и мало-мальски сведущим гражданам Армении не надо объяснять - кто такой Армен Казарян - вор в законе "Пзо", и на кого непременно выйдут американские следователи, которые уже взяли след.

Американцы, в отличие, например, от своих российских коллег, не просто осознают необходимость борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Они обязательно извлекут политические дивиденды из этой трансатлантической мафиозно-политической истории, так как имеют богатый и положительный опыт превращения глубоко коррупционных режимов в подконтрольные (разумеется, себе), "оазисы" демократии. Соседняя Грузия из их числа.

Феноменальную коррупцию имени "Эдика", взрастившую в каждом тбилисском и кутаисском подъезде по "вору в законе" строго княжеского происхождения, американцы использовали в качестве рычага давления на Шеварднадзе. Оперируя взрывоопасными и чреватыми (употребим еще раз), для грузинской верхушки фактами коррупции, заставили Эдуарда Амвросиевича не только интегрировать во власть будущих лидеров "революции роз", но и пунктуально выполнять диктуемые политические требования. Например, согласованно и без сопротивления сдать свой пост, вконец опозорив Россию, в лице Игоря Иванова, им же вызванного для своего заранее не планируемого спасения.

Американская технология формирования наивысшей степени лояльности ответственных лиц, результаты применения которой потихоньку затмевают научную значимость "собачьих опытов" Павлова, (разумеется, с тем отличием, что русский ученый не шантажировал своих подопечных компроматом), известна. Каждому, согласившемуся способствовать "делу демократии", ровно, как и членам его семьи, предоставляются гарантии неприкосновенности и сохранности нажитого непосильным трудом. Действует неотвратимо.

Уже можно утверждать, что армянский прецедент американской технологии формирования лояльности находится в стадии развития. К предстоящим парламентским выборам 2012 года госаппарат должен работать, как хорошие швейцарские часы, столь любимые самопровозглашенной республиканской знатью из числа авторитетов-контрабандистов (они же импортеры) и чиновников-олигархов. Остается ждать руководящих указаний. Из недавних откровений Мари Йованович, координационный вклад которой в мафиозно-трансатлантическую историю нельзя недооценивать, стало понятно, что Серж Саргсян с достоинством выдержал пробный тест на лояльность, предваряющий традиционную американскую забаву - "демократизацию".