За последние три года в Самарской области значительно ухудшились социально-экономические показатели. И причина этого не только мировой кризис, но и неэффективное региональное управление. К таким выводам приходят авторы доклада "Самарская область: эффективность региональной власти", опубликованном на сайте Института региональной информации (ИРИ).

Доклад является первым из целой серии, посвященной анализу социально-экономического развития в субъектах РФ накануне выборов 2011-2012 годов. Первым самарский регион был выбран не случайно, так как соответствует большинству целевых параметров исследования. И в первую очередь, это переход из разряда региона-"донора" в проблемную территорию. До кризиса область являлась крупным центром с развитым автомобилестроением и военно-промышленным комплексом. Сейчас же фиксируется резкий спад промышленного производства, максимальный среди 83 регионов.

Традиционный "донорский" уклад экономики сменился усилением зависимости от федерального бюджета. При этом, как отмечают эксперты, "прослеживается прямая зависимость отрицательной динамики от действий региональных властей". По данным Минрегиона по общему уровню эффективности исполнительной власти область скатилась с 10-го места в 2007 году на 23-е в 2009.

Самыми показательными считают в ИРИ проблемы в ВПК и сельском хозяйстве. К примеру, переход ОАО "СНТК им. Кузнецова" в "Оборонпром", за который так ратовал сам губернатор, обернулся массовыми увольнениями и производственной стагнацией на предприятии. В агропромышленном комплексе ситуация вообще катастрофична: неурожай 2009 года областные власти ничему не научил и в результате засухи 2010 года многие сельхозпредприятия в принципе находятся на стадии банкротства.

Но если ситуацию в ВПК население пытается списать на экономический кризис, а неурожаи на климатический форс-мажор, то ответственность за проблемы на "АвтоВАЗе" возлагают именно на губернатора Владимира Артякова. Ведь именно он руководил крупнейшим предприятием области в 2006-2007 годах. Впрочем, автомобильная промышленность во всем мире получила сильный удар и оправится еще не скоро. Но имиджу губернатора это оправдание вряд ли поможет. Кроме "АвтоВАЗа" на репутации руководителя региона, а значит и на всей исполнительной власти и без того много пятен. Здесь можно вспомнить и проблему с футбольным клубом "Крылья Советов", и скандал с полетами на выходные в Москву за счет областного бюджета. К одним из последних событий можно отнести переход на московское время, которое, несмотря на президентскую инициативу, часть населения с негативной оценкой приписывает губернатору.

Немаловажным является, как отмечают эксперты из ИРИ, и уровень открытости организационно-законодательной базы противодействия коррупции. В последние годы Самарская область по этому показателю занимает самые нижние строчки и находится на одном месте с Чеченской республикой.

Авторы вышеназванного исследования отмечают и отсутствие консолидации в исполнительной власти. "Различные подгруппы, имеющие собственные интересы, пытаются оказывать политическое давление на Владимира Артякова. Одновременно у нескольких крупных политических акторов (Иван Миронов, Владимир Аветисян) все более четко начинают проявляться губернаторские амбиции".

Все эти экономические и политические ситуации закономерно влекут за собой и социальную напряженность. Примечательно, что все протестные акции 2007-2010 годов проходили сначала с исключительно экономическими запросами. Впоследствии сформировались уже четкие политические требованиями, в том числе и отставка непосредственно губернатора.

В итоге аналитики из ИРИ приходят к выводу, что "администрации региона удается удерживать ситуацию только благодаря помощи федерального центра". Но вот сможет ли эта помощь повлиять на будущие парламентские и президентские выборы с учетом резкого ухудшения всех социально-экономических показателей? Прошедшие в регионе выборы с победой "Единой России" показывают, что пока да.