Минувшая неделя в Венгрии прошла под знаком человеческой беды - катастрофы на комбинате по переработке глинозема в городке Айка. Люди задавались вопросами, как могло случиться такое на комбинате сразу же после прошедшего на нем аудита? Как это вообще могло произойти на предприятии, официально работающем по нормам международного стандарта ISO 14001? В ходе разбирательства в местных масс-медиа появилась кое-какая информация о закрытом акционерном обществе "Венгерский алюминий" (MAL zrt.), владеющем помимо прочего и вошедшим теперь навеки в историю рукотворных катастроф комбинатом в Айке. Объем продаж ЗАО МАЛ в 2007 г. составил 56,4 млрд. форинтов (ок. 233 млн. евро). В результате мирового кризиса в 2009 г. он сократился вдвое до 28,3 млрд. форинтов. По итогам финансового года МАЛ показал убытки на сумму в 360 млн. форинтов (1 млн. 385 тыс. евро). В местных масс медиа были названы имена только некоторых из его владельцев - Арпада Баконьи, Белы Петруса, Лайоша Толнаи. Все они числятся в списке 100 богатейших людей Венгрии. Появилась и информация о том, как и при каких обстоятельствах предприятие было приватизировано в 1997 г. Названа и сумма, за которую оно ушло тогда в частные руки из государственной казны. По непроверенным сведениям за комбинат в Айке было уплачено всего 10 млн. форинтов, т. е. цена двух домов коттеджного типа с земельными участками. Позже, после проведенной новыми собственниками капитализации, оказалось, что стоимость комбината в Айке на самом деле составляет 1.5 млрд. форинтов. И теперь все видят, что новые собственники оказались не в состоянии обеспечить базовые меры безопасности.

Таким образом, помимо прочего, это событие само по себе является еще и тяжелым ударом по престижу венгерского капитала. И не случайно, что управляющие работающих в Венгрии предприятий транснациональных корпораций поспешили заверить местную общественность, что уж у них-то подобное в принципе случиться не может. А прибывший на место катастрофы премьер-министр страны Виктор Орбан пообещал разобраться в случившемся и сурово наказать виновных. Уже спустя неделю после происшедшего в речи на заседании парламента он высказался за конфискацию комбината в Айке. Правда, комментаторы отметили, что последнее противоречило бы конституции страны. Тогда же премьер сообщил об аресте управляющего делами ЗАО "МАЛ" Золтана Баконьи (член семейства Баконьи).

Катастрофа в Задунайском крае затмила все, происходящее в эти дни в Венгрии. Тем не менее, политическая жизнь на берегах Дуная всю прошлую неделю шла своим чередом, и в ней происходило другое очень значимое событие. Как раз в те часы, когда озеро ядовитой красной жижи, прорвав плотину, топило живописные деревни Трансданубии, венгерские парламентарии обсуждали изменения в законе о средствах массовой информации страны. Дебаты об этом с перерывами продолжались до пятницы 8 октября и еще не закончились. Внешне законодатели собираются внести в принятый в 1996 г. закон о масс-медиа только отдельные изменения в некоторые статьи. На самом же деле законодательная инициатива премьер-министра Виктора Орбана и фракции ФИДЕС изменяет сам дух закона. Под угрозой оказался доступ представленных в парламенте оппозиционных партий к средствам массовой информации, а по большому счету и сама декларируемая конституцией свобода слова.

Вкратце о предлагаемой ФИДЕС новой структуре управления венгерскими масс-медиа, на содержание которых идут средства венгерских налогоплательщиков. Существующие до этого "Управление средствами массовой информации" (МHH) и "Объединение государственного радио и телевидения" (ORTT) соединяются в единый управляющий и контролирующий орган - "Управление национальных средств медиа и массовой информации" (NMHH). Последний возглавляет председатель. Этого своего рода "суперинтенданта" над масс-медиа единолично назначает премьер-министр (т. е. Виктор Орбан) на 9 лет на условии несменяемости. Политические комментаторы сразу же отметили тот парадокс, что даже в том гипотетическом случае, если ФИДЕС проиграет следующие парламентские выборы 2014 г., все-равно на посту "надзирающего" масс-медиа останется назначенец теперешнего премьер-министра.

Далее, по новому положению парламент для контроля над средствами массовой информации создает из своего состава две специальные комиссии: "Совет по медиа" и "Кураториум общественного фонда". 4 члена "Совета по медиа" выбираются 2/3 голосов депутатов парламента и, следовательно, при теперешней раскладке сил в Венгерском парламенте оппозиция не будет представлена в этом органе. А "Кураториум" состоит из 8 депутатов парламента. По три члена в него делегирует правящая партия и оппозиция, а 2 члена в "Кураториум" посылает все тот же "Совет по медиа". Следовательно, решающее большинство в "Кураториуме" будет предоставлено депутатам фракции правящей партии - пять против трех. И, наконец, "Кураториум" в свою очередь предлагает по две возможные кандидатуры для избрания на пост председателя в каждое закрытое акционерное общество: "Венгерское радио" (МR), "Венгерское телевидение" (MTV), "Дуна ТВ" и "Венгерское информационное агенство" (MTI). Ранее правления этих важнейших государственных информационных кампаний прямо выбирались парламентом. Таким образом, помимо полного устранения парламентской оппозиции, посредством новой организационной схемы от контроля над средствами массовой информации отстраняется еще и президент страны. Что касается общественных организаций (типа "Союза журналистов"), то для их представителей по модифицированному закону создается специальный орган "Общественное объединение", в функции которого входит "предлагать и контролировать". Правда, совсем не ясно, как это осуществлять на практике. Ранее же по закону 1996 г. представители общественных организаций прямо входили в правления вышеназванных ЗАО. В итоге административная власть над журналистами, работающими на Венгерском радио и телевидении, в Венгерском информационном агентстве только возрастает.

Итак, за кулисами экологической катастрофы Виктор Орбан и правящая партия ФИДЕС продолжали процесс консолидации своей власти. Но пойдут ли авторитарные тенденции на пользу венгерскому обществу?