Снижение в 2003 году объемов лесозаготовок почти на 10% не может не тревожить жителей Архангельской области. Мы живем за счет лесной отрасли и хотя бы поэтому должны знать ее проблемы. Почти три четверти ВВП области - продукция лесного комплекса. Поговорить на эту непростую тему согласился председатель Союза лесопромышленников Архангельской области Александр Калинин.

Александр Анатольевич, в чем, на Ваш взгляд, главные причины возникших проблем с лесозаготовками в Архангельской области?

Если в двух словах, они связаны с поспешной приватизацией лесозаготовительных предприятий. Результатом явилось резко возросшее недофинансирование лесозаготовок и, естественно, сокращение объемов. Области очень нужны крупные инвесторы в лесозаготовительную отрасль. Но их нет. И теперь отрасль переживает самый настоящий кризис.

Что необходимо изменять в отрасли, чтобы улучшить положение дел? Какие точки воздействия Вы могли бы выделить?

Прежде всего, я бы выделил проблему кадров. В советское время профессия лесоруба считалась тяжелой и очень хорошо оплачивалась. А сейчас? Кто пойдет работать в лес за 6-7 тысяч рублей в месяц? Средний возраст работающих на заготовках леса сейчас 45 лет, а лет пятнадцать тому назад он был 39 лет. То есть в лесу остаются ради того, чтобы получить пенсию. Кто будет работать в лесу завтра? А ведь там должны работать люди очень высокой квалификации. Все проблемы с лесозаготовками связаны с кадрами. А о кадрах сейчас никто не думает. Более того, сегодня стоит вопрос об организации лесного дела от мастеров до директоров леспромхозов. Профессия сегодня - дефицитнейшая. Руководители лесозаготовительных предприятий, прошедших школу лесного дела с азов уже можно заносить в "Красную книгу": Александр Ярыгин (Усть-Покшеньгский ЛПХ), Александр Новоселов ("Шалакушалес"), Владимир Жимайло ("Двинские лесопромышленники"). Именно их предприятия и работают сегодня стабильно. С проблемой кадров непосредственно связана и другая проблема - проблема лесовозных дорог. Сегодня, во-первых, дорогами просто некому заниматься, а, во-вторых, о чем редко говорят, надо знать, как делать лесные дороги. Что сейчас творится на делянках - уму непостижимо.

А какие еще проблемы Вы могли бы выделить?

Еще - техника. Техника вся изношена, и она вчерашнего дня. Три самых больных вопроса с лесозаготовками это: кадры, дороги и техника.

А как Вы относитесь к дискуссии, возникшей на экспертно-аналитическом совете в марте этого года между Николаем Федоровым, руководителем ЦНИИМОДа и руководством Котласского ЦБК и Архангельского ЦБК по поводу качества отечественной техники и необходимости переходить на новую методику лесозаготовок с помощью "Тимберджеков" и "Катерпиллеров"? Напомню, Николай Александрович призывал тогда покупать более дешевую отечественную технику, а Крупчак и Шевелятов ему говорили о том, что на ней никто работать не хочет. Такая вот дискуссия состоялась.

Наша техника не такая уж и дешевая. Миллион рублей за лесозаготовительный комплекс надо выложить. Срок работы нашей техники на делянке - три года. А потом ее надо менять. Так что переход на импортную технику экономически оправдан. И в перспективе этот переход позволит решить проблему кадров, так как люди на такой технике хотят работать и будут получать большую зарплату, чем сейчас. Но вопрос ведь в том, как быть сегодня и в ближайшем будущем. Ведь сразу на импортную технику не перейти.

А какие проблемы Вы видите в управлении лесозаготовками? Что здесь необходимо совершенствовать?

Во-первых, надо отказываться от практики кабинетного определения расчетной лесосеки и переходить к практике ежегодного отпуска древесины лесхозами. Раньше лесхозы держали порядок в лесу. Во-вторых, должна быть общая идеология в лесозаготовках. Сейчас сколько заготовителей - столько и интересов. Целлюлозникам нужны балансы, лесопильщикам - круглая древесина. Смушкин, Крупчак, Игрицкий, Новиков - сколько организаций, столько и подходов. В-третьих, сейчас переработчики определяют ценовую политику у лесозаготовителей. Это, на мой взгляд, неправильно. Вот мы сейчас книгу издаем о лесном комплексе области с 1881 года по наше время, так кризис с лесозаготовками после революции тоже был очень значительный и он был преодолен после декрета Ленина "О концессиях", когда иностранцам разрешили заниматься лесозаготовками в области. Потом их, правда, государство вытеснило, как стало покрепче. Но и внимание государства всегда было направлено на эту отрасль. Плановая система и была хороша наличием системы расчета мощностей и потребностей. А сейчас лес рубится под потребность заготовителя. В-четвертых, необходимо приближать переработку леса к его заготовке. Я поддержал решение областной инвестиционной комиссии поддержать строительство лесопильного цеха в Шелексе именно по этой причине.

А как же лесозаводы в Архангельске?

К большому сожалению, все лесозаводы в Архангельске просто надо закрывать. И сегодня поставки сырья на лесозаводы в значительной степени являются принудительными.

Так может необходимо воссоздать Минлеспром? Восстановить элементы планирования?

Это "голубая мечта" Мирона Тацюна, Президента Союза лесопромышленников России. Он спит и видит министерство, инвестиции делить государственные... Сейчас есть собственники предприятий, и им необходимо договариваться между собой по всем проблемам, а этого-то и нет. Договариваться о ценовой политике, о кадрах, о решении тех вопросы, которые мы с вами сейчас обсудили. Согласие лучше, чем министерство.