Официальный подсчет голосов прошедших 2 октября в Латвии парламентских выборов еще не закончен, но почти каждый день вскрывает все новые и новые нарушения. В ходе подсчета голосов выяснилось, что на 41 избирательном участке при вводе данных в компьютерную базу данных были допущены ошибки. Расстановку сил в парламенте это не изменит, но может повлиять на позиции отдельных кандидатов.

Однако это не единственное нарушение, допущенной Центральной избирательной комиссией Латвии. Жалобы, поступающие в Полицию безопасности ЛР, свидетельствуют, что в Латвии могла произойти масштабная фальсификация выборов. Об этом заявил председатель Комиссии по национальной безопасности Дзинтарс Яунджейкарс. В комиссии считают, что фальсификация могла быть связана с большим числом пустых конвертов, в которые при желании можно было добавить "нужные" списки. Более 3,5% пустых конвертов дают возможность манипулировать результатами выборов.

Кроме того, некорректными можно признать и итоги выборов в тюрьмах: латвийских заключенных на парламентских выборах настойчиво "побуждали" голосовать за консервативный проамериканский блок "Единство". Об этом заявил лидер партии "Сделано в Латвии" и глава Объединенного полицейского профсоюза Агрис Суна. И, наконец, на итоговый результат в значительной степени может повлиять сама система расположения избирательных участков за рубежом: к примеру, в США были открыты 9 избирательных участков в местах компактного проживания преимущественно националистически настроенных латышских эмигрантов, и проголосовало там почти 2000 человек. В то же время в России было открыто всего 4 избирательных участка - все на европейской части РФ (хотя места проживания латышских общин расположены, как известно, в Сибири). Два участка вообще были открыты, скорее всего, "для проформы": во Пскове и Калининграде никогда не наблюдалось большого числа граждан Латвии - что и доказала предельно низкая явка (16 и 30 человек соответственно, из которых как минимум половина - сотрудники консульств Латвии, где и проходило голосование).

В Канаде для латышской эмиграции было открыто целых 4 участка, на которые явилось без малого тысяча человек. В Австралии открылось целых 5 участков, где проголосовал, по данным ЦИК, 791 избиратель. Понятно, за кого голосовали проживающие в Канаде и Австралии потомки бежавших с немцами латышей. В то же время в Ирландии, где сейчас находятся на заработках десятки тысяч гастарбайтеров из Латвии был открыт один-единственный участок в Дублине, который успели посетить 798 человек. Принимая во внимание, что гастарбайтеры в большинстве своем не питают особой любви к выгнавшей их из страны (а теперь переизбранной) правящей консервативной коалиции, подобная система размещения участков становится понятной: в латвийских выборах, оказывается, мало "правильно" подсчитать голоса, важно еще их и "правильно" собрать.

По самым скромным подсчетам, только "географические странности" размещения избирательных участков в соответствии с настроениями - а не численностью - избирателей могло принести правящему блоку "Единство" от 2 до 7 процентов голосов (примерно столько не хватило левоцентристскому "Центру Согласия", чтобы одержать убедительную победу). Так что говорить о честности выборов в Латвии надо с большой осторожностью...

Сергей Малаховский, политолог (Латвия)