России не стоит обращать особое внимание на то, что Украина и Белоруссия могут запустить нефтепровод "Одесса-Броды" в аверсном режиме для перекачки венесуэльской нефти на белорусские НПЗ. Такое мнение высказал 12 октября корреспонденту ИА REGNUM Новости эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Напомним, 12 октября министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что в конце ноября Украина осуществит пробную прокачку 80 тыс тонн венесуэльской нефти в Белоруссию на Мозырский нефтеперерабатывающий завод с использованием в аверсном режиме нефтепроводов "Одесса-Броды" и "Дружба". Протокольное решение о транспортировке пробной партии нефти по словам министра, было принято на сегодняшнем заседании правительства.

"О возможности запуска "Одесса-Броды" в аверсном режиме недавно говорил и министр транспорта Украины Константин Ефименко", - напомнил Юшков. - "Он заявлял, что если Белоруссия готова гарантировать заполнение нефтепровода четырьмя миллионами тонн нефти, то тогда нефтепровод можно будет развернуть в аверс, как его и предполагалось использовать изначально. Но ранее Белоруссия не могла давать подобных гарантий. Однако теперь для того, чтобы гарантировать загрузку своих НПЗ, она вынуждена использовать нефтепроводы", - отметил эксперт.

По его словам, здесь имеется ряд характерных сложностей. "Чтобы использовать "Одесса-Броды", который непосредственно не подходит к белорусским НПЗ, нужно, во-первых, провести его техническую реорганизацию, которая будет стоить порядка $87 млн. Помимо этого, нужно будет достроить саму нефтепроводную систему. Соответственно, нефтепроводы нужно продлить на участках для Полоцка и Гданьска, и оттуда уже до белорусских НПЗ", - сказал Юшков.

При этом он подчеркнул, что надёжность поставок в Белоруссию венесуэльской нефти по трубе "Одесса-Броды" будет зависеть от конъюнктуры российско-украинских отношений. "Допустим, если сегодня отношения испортились, Украина разрешит пользоваться трубой, а завтра, когда отношения наладятся, она запретит белорусам транспортировать сырьё через трубопроводную систему. Поэтому Александр Лукашенко здесь сильно рискует", - считает аналитик.

По его мнению, Россия при желании может торпедировать этот проект. "На происходящее влияет большая политика, и если первые лица государства, Медведев или Путин, вмешаются в этот вопрос и переговорят с политиками Украины, то проблема может быть решена в пользу России. С другой стороны, России вообще нет большого смысла вмешиваться в происходящее", - сказал Юшков.

"Венесуэльская нефть в любом случае стоит почти в два раза больше российской. В мае Белстат объявил, что её цена составила $656 за тонну, в то время как российская цена находилась на уровне $398 за тонну. В июне цена венесуэльской нефти сократилась ($568 за тонну), однако она всё равно существенно выше российской. Но так как Лукашенко не собирается, вопреки всем экономическим реалиям, закупать нефть у России, он мечется по всему миру, пытаясь организовать какие-то поставки. 9 августа белорусские власти закрепили свои намерения в Стратегии развития энергетического потенциала Белоруссии, в которой обозначили, что они будут закупать нефть у Азербайджана, Венесуэлы и стран Персидского залива, и доставлять её через порты Украины и Прибалтики. Но, в то же время, пока, кроме Венесуэлы, Лукашенко нигде добыть нефть не смог. Возможно, поэтому российские лидеры, видя, что его попытки тщетны, не будут ничего предпринимать", - подвёл итог Игорь Юшков.