У итогов единого дня выборов есть несколько аспектов, отметил руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, комментируя корреспонденту ИА REGNUM Новости результаты единого лня голосования 10 октября.

"Во-первых, интересна разница между результатами "единороссами", полученных 10 октября, и на предыдущих выборах, - уточнил аналитик. - В последние годы результаты "Единой России" на региональных выборах оказывались ниже, чем на федеральных парламентских. Об этом говорилось уже не раз. Гораздо чаще эксперты забывают о другом. За редким исключением "единороссы" получали более высокий результат, чем на региональных выборах в тех же субъектах федерации четыре года назад. То же самое мы наблюдаем и сегодня. Объясняется это тем, что, с одной стороны, на региональных выборах уже не действует "фактор Путина". Однако, с другой стороны, львиная доля тех конфликтов, которая добавляла интриги к этим выборам 4-5 лет назад, теперь либо разрешилась, либо была загнана "под ковер"".

"Во-вторых, более удачно для "единороссов" на этот раз прошли муниципальные выборы. Если несколько предыдущих предвыборных кампаний подряд были ознаменованы громкими поражениями "Единой России" на муниципальном уровне, сегодня ничего подобного не произошло, - добавил Нейжмаков. - Безусловно, одной из причин этих побед часто является недопущение до выборов тех противников "единороссов", которые могли бы оттянуть у них голоса или составить им конкуренцию. Нечто подобное мы наблюдали, например, на выборах в Самаре. Другое дело, что раньше такая тактика только усугубляла неудачи "медведей" - избиратели часто объединялись вокруг оставшегося оппозиционного кандидата (или партии). В случае же с Самарой ничего подобного не произошло - сыграла роль и размах агитационной кампании "партии власти", и многочисленные претензии, которые скопились у горожан к проигравшему мэру Виктору Тархову".

В-третьих, октябрь 2010 года оказался для "единороссов" более успешным, чем осень 2006 года, которая (как казалось тогда) должна была определить ход федеральных выборов, заметил эксперт. "В 2006 году "единороссы" столкнулись с опасностью перехода части влиятельных групп региональной элиты в лагерь "Справедливой России", претендовавшей на роль "второй партии власти". По знаком борьбы с этой опасной тенденцией и поисков для этого поддержки в верхах для "медведей" прошел и конец 2006, и 2007 предвыборный год. Сегодня ничего подобного не происходит. Старые группы элиты, которые тогда примкнули к "Справедливой России", сейчас либо серьезно ослабли (как соратники Василия Оюна и Бориса Балчий-оола в Туве), либо окончательно потеряли прежние позиции (как Виктор Тархов в Самаре). Этой осенью внутриэлитные конфликты редко переходили на межпартийный уровень. Исключением может быть ситуация в Новосибирской области. Можно вспомнить вступление в "Справедилвую Россию" близких к видному "единороссу" и оппоненту прежнего губернатора Александру Карелину Владимира Горохова и Александра Замиралова. В итоге "справороссы" сумели провести активную предвыборную кампанию в области и улучшить свой результат по сравнению с думскими выборами. Однако этот и подобный примеры все же не очень масштабны. Так что, если судить по нынешним выборам, "единороссам" пока незачем бояться серьезной межпартийной конкуренции за поддержку региональных элит на федеральных выборах".

Обсуждая итоги прошедших выборов можно услышать мнение, что значение побед "единороссов" преувеличено, добавил Нейжмаков. "Ведь явка избирателей во многих регионах была невелика, а значит и абсолютная численность проголосовавших за "Единую Россию" не так уж значительна, - пояснил он. - Скорее, это все же публицистический штамп, который проигравшая сторона исконно использует, чтобы принизить успех победителя. Но повод задуматься у "единороссов" все же есть. Прежде всего, успех официальных кандидатов в той же Самаре во многом стал возможен потому, что до выборов не были допущены многие сильные кандидаты. Кроме того, в 4 из 6 регионах, где избирались законодательные собрания, в последние годы была относительно стабильная обстановка. Региональные власти там давно сумели взять ситуацию под контроль, либо договорившись с оппозицией, либо добившись ее серьезного ослабления. Но в будущем "партию власти" ждут и выборы в регионах с более ярко выраженными внутриэлитными конфликтами. Наконец, за прошедшие полтора года в России прошла массовая ротация губернаторского корпуса. Свои посты оставили и губернаторы-"старожилы", не просто обеспечивавшими стабильность в своих регионах, но и бывшие лицом "партии власти" на федеральном уровне (как Юрий Лужков или Минтимер Шаймиев). Им на смену пришли новые главы регионов - иногда выходцы из их же команд, но часто и люди со стороны. Смогут ли новые руководители добиться нужных результатов для "единороссов" в своих регионах и одновременно стать новыми публичными лицами партии? Это станет особенно актуальным, если ни один из участников властного тандема не войдет в список "Единой России" на выборах в Госдуму РФ. Данную проблему "единороссам" еще предстоит решать".