Политические партии, общественные организации и творческие союзы НКР обратились к председателю ОБСЕ
Армения, 11 октября, 2010, 20:46 — ИА Регнум. Ряд действующих в НКР политических партий, общественных организаций и творческих союзов обратились сегодня, 11 октября, к Действующему председателю
Основной вопрос, интересующий население НКР, - цель миссии ОБСЕ. Если задачей действительно является оценка нынешней гуманитарной ситуации в зоне азербайджано-карабахского конфликта, то, по меньшей мере, непонятно, почему полевая миссия осуществляется лишь на одном участке этой зоны, в данном случае - на территории НКР.
По достоинству оценивая вашу информированность относительно предыстории карабахской проблемы, тем не менее, считаем необходимым напомнить некоторые факты и события, повлиявшие на формирование нынешней гуманитарной ситуации в регионе. Правоподчиненность Нагорного Карабаха Азербайджанской ССР на правах широкой областной автономии была установлена протокольным постановлением Кавказского бюро российской коммунистической (большевистской) партии от 5 июля 1921 года. До этого решение вопроса международно признанного статуса Нагорного Карабаха Лигой Наций было оставлено за Мирной конференцией в Париже.
Вместе с тем, лишь спустя два года, в 1923 году, после настоятельных требований представителей армянского большинства НК и правительства Советской Армении, Аз.ЦИК провозгласил Автономную Область Нагорного Карабаха, однако вне ее границ остались преимущественно армянонаселенные и исторически составляющие одно целое районы, а город Шуши лишился статуса столицы.
Данное одностороннее и попирающее интересы армянского большинства НК решение во все годы советской власти вызывало недовольство и протесты, которые жестоко подавлялись правительством Азербайджана, что стало причиной эмиграции армянского населения. Достаточно отметить, что в течение всего 25 лет после насильственного подчинения Азербайджану число проживающих в Нагорном Карабахе армян сократилось на 22 тысячи. При этом численность азербайджанского населения области почти утроилась.
О дискриминационном отношении к Нагорному Карабаху говорит тот факт, что в 1941-45 г.г. в действующую армию было призвано более трети населения - 44 000 человек, ровно половина которых на войне погибла. В процентном соотношении такие ужасные человеческие потери понесли лишь те народы, которые подверглись фашистской оккупации и этническим чисткам. Для сравнения следует заметить, что лишь около 20 процентов населения всего Аз. ССР было мобилизовано.
Вопрос изгнания армян из Нагорного Карабаха постоянно находился в повестке дня государственной политики Азербайджана. В 2001 году, принимая группу писателей, президент Азербайджана
Сегодня в различных странах мира проживает около одного миллиона армян карабахского происхождения, значительная часть которых была вынуждена покинуть свою родину по причине политических преследований, реальных угроз физического уничтожения и неимения средств к существованию.
Последние этнические чистки в НК, в прилегающих к нему армянонаселенных Шаумянском районе и Геташенском подрайоне с жестоким применением военной силы были осуществлены в 1991-92 г.г., вследствие чего более 50 000 армян лишились родины. В общей сложности, в 1988-92 годах из Азербайджана было депортировано 420 тысяч армян, которые оставили в этой стране оцениваемое миллиардами долларов имущество и богатство, не получив какой-либо компенсации.
К сожалению, Азербайджан закрыл окно для диалога и прибег к насилию. У нас не оставалось иного выхода, как, опираясь на основополагающие принципы международного права, провозгласить независимость, создать национальные институты государственного управления и противостоять военной агрессии, которая стала причиной разрушений и десятков тысяч человеческих жертв и лишений.
Между тем как этих, так и выпавших на долю азербайджанского населения зоны конфликта человеческих страданий можно было избежать, если бы власти Азербайджана проявили в отношении армянского населения края элементарное понимание. Таким образом, создавшаяся ситуация является следствием навязанной Азербайджаном войны. Потому и вся ответственность за человеческие лишения лежит на правительстве Азербайджана.
Преступный стиль поведения последнего продолжается по сей день, что проявляется в усердно пропагандируемой в Азербайджане идеологии арменофобии, стремительном росте объемов вооружения, милитаристских заявлениях.
Надеемся, что структура, взявшая на себя посредничество между сторонами конфликта, осознает, что подобный стиль действий не только не способствует мирному урегулированию карабахского конфликта, но и провоцирует новую войну. Мы вынуждены снова напомнить, что в создавшейся ситуации, когда карабахская сторона лишена возможности полноценного участия в переговорном процессе, ответственными за последствия в случае возобновления войны в зоне азербайджано-карабахского конфликта снова будут Азербайджан и структура, взявшая на себя миссию урегулирования. Поэтому мы надеемся, что ваши дальнейшие посреднические действия не воспалят больное воображение Азербайджана, страдающего манией нового кровопролития, а отрезвят его и будут содействовать формированию атмосферы цивилизованного диалога и мирному разрешению проблемы".
Партия "Свободная Родина"
Демократическая партия Арцаха
Арцахская организация АРФД
"Партия Арменакан" Арцаха
Коммунистическая партия НК
Союз родителей погибших в Арцахской войне
Союз родственников пропавших без вести в Арцахской войне
НК комитет "Хельсинкская инициатива-92"
Союз писателей НКР
Союз журналистов НКР
Союз художников НКР
Союз интеллигенции Арцаха
Oрганизация инвалидов карабахской войны "Вита"
Союз беженцев в НКР
Союз ветеранов войны и труда
Федерация профсоюзов НКР