Насколько обоснованы прогнозы о старте операции "Цюрих - 2" - второй попытки урегулирования армяно-турецких отношений с целью разблокирования границы между двумя странами? Турецкая газета Hurriyet сообщила об активизации Швейцарии, выступающей в роли посредника между Ереваном и Анкарой. Отмечалось, что швейцарцы вступили в переговоры с армянской и турецкой сторонами, надеясь призвать к жизни подписанные в Цюрихе в октябре 2009 года протоколы. Однако данная информация была опровергнута министром иностранных дел Армении, который заявил, что никаких переговоров с Анкарой в настоящее время не ведется, как и не было телефонного разговора со швейцарскими посредниками. То есть, видимых симптомов возобновления переговорного процесса нет. Но это не означает, что процесс заморожен. Очевидно, и это подтверждают руководители Турции, он продолжается, однако в своеобразном, бесшумном режиме. То есть, инициаторы, прямые и опосредованные участники процесса армяно-турецкого сближения стараются согласовать позиции, прежде чем вынесут на суд общественности результаты своих переговоров. А это именно то, чего не было сделано на первом этапе и, собственно говоря, стало причиной промежуточного провала. Однако даже бесшумные движения в столь щепетильном вопросе вызывают мини-волны последствий, некоторые из которых можно заметить уже сегодня. Начнем с самого главного регионального события последнего периода, ставшего предметом многочисленных оценок, предположений и прогнозов - подписания Ереваном и Москвой протокола о продлении сроков пребывания российской военной базы в Армении. Вопрос, который продолжает волновать армянское экспертное сообщество, звучит следующим образом: почему Армения и Россия решили пролонгировать договор именно сейчас, за многие годы до истечения срока дислокации военной базы РФ? Ответ здесь представляется очевидным... Вероятно, существовали предпосылки, заставлявшие российское руководство сомневаться в том, что вопрос дислокации базы может быть каким-либо образом разыгран. А таковой предпосылкой являлась именно перспектива разблокирования армяно-турецкой границы. В период активных переговоров между Ереваном и Анкарой сами армянские эксперты неоднократно выражали спорную идею о том, что после примирения с Турцией российская военная база фактически потеряет свое значение. Данная идея приходила в голову и российским аналитикам, особенно тем, которые консультируют силовой блок. Итак, сроки дислокации базы пролонгированы и, таким образом, опасения определенных кругов в России по этой части сняты. То есть, оценки о том, что укрепление армяно-российского военного сотрудничества стало ответом на провал "цюрихского процесса" представляется в корне неверными. Наоборот, продление сроков дислокации базы является главным предвестником того, что процесс будет возобновлен, однако уже без подковерной контрлинии Москвы, которая, впрочем, и привела к провалу "Цюрих - 1".

Неизменным противником армяно-турецкого диалога выступает Азербайджан. И позиция Баку в данном вопросе остается неизменной... Некоторые действия азербайджанской стороны, предпринятые в последние дни, также свидетельствуют о том, что "бесшумная дипломатия" Еревана и Анкары, а также поддерживающих процесс США, вскоре может дать конкретные плоды. В частности, Азербайджан неожиданно заявил об увеличении финансирования проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК), лишающей процесс разблокирования армяно-турецкой границы экономической составляющей. БТК призван связать Азербайджан с Турцией в обход Армении, через территорию Грузии, лишая ветку Карс - Гюмри (Армения) всякого транзитного смысла. США и ЕС публично отказались финансировать этого проект, без особого энтузиазма воспринимается он и в Турции. Главным мотором этого в целом политического проекта остается Азербайджан, для которого политико-экономическая изоляция Армении является долгосрочным приоритетом, напрямую связанным с нагорно-карабахским конфликтом. Итак, предложение Баку об увеличении финансирования БТК - еще один не явный симптом продолжающихся армяно-турецких переговоров. Данный сценарий Азербайджан в состоянии осуществить исключительно в тесном сотрудничестве с самой Турцией, которая в этом случае должна будет признать, что, ведя переговоры с Арменией, она параллельно строит маршруты обхода ее территории. Для поддержания Турции в соответствующем антиармянском тонусе у Азербайджана уже есть апробированные механизмы, к числу которых можно смело отнести шаги по диверсификации маршрутов экспорта нефти и газа. В ходе операции "Цюрих - 1" мы стали свидетелями подписания соглашения о поставках азербайджанского газа в Россию. В преддверии "Цюриха - 2" Баку наметил еще один потенциальный маршрут - через Грузию в Румынию (AGRI). Ясно, что с точки зрения Анкары, объемы нефти и газа, которые не вкачиваются Азербайджаном соответственно в Баку-Джейхан и Баку-Эрзерум, считаются для Турции потерянными. Но и вместе с тем, очевидно, турецкая сторона не может позволить Азербайджану манипулировать своими региональными интересами, которые, в большинстве случаев, не могут ограничиваться исключительно энергетической составляющей.

Логика процессов в треугольнике Армения-Азербайджан-Турция, в центре которого находится Карабах и его проблема, такова. Мертвый с точки зрения перспектив урегулирования карабахский процесс мог бы получить импульс в сторону мирной развязки с разблокированием армяно-турецкой границы. Именно на это в итоге рассчитывали США. Конечно, при этом у американцев были и собственные шкурные интересы, в частности, как признался в кулуарах цюрихских переговоров высокопоставленный представитель Госдепа США, они рассчитывали получить новый железнодорожный транзитный коридор - из Ирака через Турцию к Каспийскому морю. Сегодня, когда в Пакистане горят сотни цистерн горючего для коалиционных сил в Афганистане, такой коридор нужен еще больше. По некоторым данным США даже согласились на присутствие турецких военных баз на севере Ирака, лишь бы получить помощь Анкары для вывода из этой страны собственных сил и переброски их в Афганистан. Тем не менее, с остановкой армяно-турецкого процесса ситуация в зоне карабахского конфликта лишь усугубилась. Нельзя также не заметить, что с остановкой армяно-турецкого процесса сошла на нет и активность посреднической миссии Дмитрия Медведева в урегулировании карабахского конфликта. Правда, в данном случае имидж высокой российской дипломатии не пострадал - американцы провалили армяно-турецкий процесс, а Россия не смогла сдвинуть с мертвой точки карабахский вопрос.

Тем не менее, позиция Азербайджана, которую неожиданно поддержали и турецкие политики - сначала Карабах, затем армяно-турецкая граница - кажется, как минимум, утопией. Если проблемы можно было бы решить в таком порядке, то почему они до сих пор не решены? Турция в состоянии внести реальный вклад в решение карабахской проблемы и таковым вкладом может быть только одно - разблокирование границ Армении. Отсутствие угрозы со стороны Турции позволит Еревану спокойнее вздохнуть и решиться на самый рискованный со всех точек зрения шаг - вернуть Азербайджану пояс безопасности вокруг Карабаха. Но нужно ли это Азербайджану? Судя по выступлениям Ильхама Алиева - нет. Азербайджан играет в долгую игру, цель которой - добиться возвращения в свой состав всего Нагорного Карабаха, с населением или без. Однако в текущих условиях такой поворот событий невозможен. Территория, потерянная в результате войны, может быть возвращена только войной. Таким образом, за усилиями Баку, нацеленными на торпедирование армяно-турецкого диалога, стоят реальные действия по заморозке карабахского конфликта. С высокой долей уверенности можно сказать, что в случае запуска операции "Цюрих - 2", азербайджано-турецкие отношения переживут еще одну волну кризиса, а ситуация в зоне карабахского конфликта станет еще более тревожной.

В сложившейся ситуации время работает явно против Армении. У Турции с Азербайджаном лимит не исчерпан, поскольку блокирование Армении находит понимание среди общественности этих двух стран и не особо влияет на их экономику. Более того, такой цугцванг вполне устраивает Иран, которому вовсе не нужны сквозные коридоры, повышающие маневренность НАТО в регионе. Что касается России, то, видимо, она продолжит оставаться нейтральным наблюдателем в этом процессе. После получения гарантий относительно судьбы своей базы, а также в условиях полного контроля над железнодорожной инфраструктурой Армении, возможное разблокирование армяно-турецкой границы не является для Москвы фактором риска. Более того, российские компании получат возможность использовать потенциал энергетической системы Армении, которая ими же и восстановлена, для экспорта продукции на турецкий рынок.

Внешнеполитическое напряжение, в котором уже многие годы пребывает Армения, кардинальным образом влияет на внутриполитические тенденции в стране. В частности, сегодня можно констатировать чрезвычайно высокую степень общественной озабоченности именно проблемами внешней безопасности. Информационное поле страны, в том числе, телевизионный и радио эфир, перенасыщены внешней информацией. Тому способствует и жесточайшая информационная война с Азербайджаном, для поддержания которой в республике создаются информационные агентства, специализирующиеся на внешней пропаганде. Можно сказать, что социально-экономический контекст армянской действительности на сегодняшний день практически отсутствует во внутреннем информационном дискурсе страны. Очевидно, будет он отсутствовать и как предмет межпартийной борьбы на предстоящих в 2012 году парламентских выборах.

Ряд политических сил весьма грамотно работают над тем, чтобы постоянно поддерживать этот алармистский фон. К их числу, например, относится партия экс-министра иностранных дел Раффи Ованисяна "Наследие", периодически вносящая в повестку парламента страны законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха и заставляющая, тем самым, партии коалиции власти голосовать против общенационального приоритета. Очевидно, у последних нет иного выбора, поскольку на такой шаг Армения может пойти, лишь заблаговременно подготовившись к мгновенному срыву переговорного процесса и началу боевых действий. Внешнеполитическая тематика занимает ключевое место и в риторике другой оппозиционной партии - АРД "Дашнакцутюн" (АРФД), которая с началом армяно-турецкого переговорного процесса вышла из коалиции власти.

В этих условиях, возвращение к переговорам с Турцией по разблокированию армяно-турецкой границы и, как итог этого процесса, ратификация Цюрихских протоколов - важнейший внутриполитический приоритет для президента страны Сержа Саргсяна и возглавляемой им Республиканской партии Армении. Можно сказать, что перспектива разрешения проблем с Турцией - прорывная инициатива армянского президента, неожиданно для него самого разбившаяся о стену противодействия Азербайджана. Альтернатива у армянской стороны только одна - способствовать оживлению этого процесса, поскольку в противном случае партия власти придет к выборам с нулевым результатом по важнейшей, как уже отмечалось, внешнеполитической составляющей. Тем более, что и во внутриэкономической и социальной сферах похвастаться нечем - экономический кризис разрушил базис, построенный в период правления Роберта Кочаряна.

Однако и в случае возобновления ратификационного процесса, партию власти в Армении ждут суровые испытания. Связаны они как раз с тем, что взаимосвязь армяно-турецкого процесса с карабахским конфликтом, что бы ни говорили американцы, на сегодняшний день очевидна для всех. Поэтому ратификация Цюрихских протоколов парламентом Армении поставит армянское общество в режим ожидания дальнейшего развития событий - уже в карабахском направлении. Здесь не исключен подъем условно "патриотической волны", главным проводником которой может стать экс-президент Кочарян. Возврат Кочаряна в активную политику возможен только на теме "защиты Карабаха", поскольку его другие инициативы, имеющие отношение к социально-экономической жизни страны, вряд ли будут восприняты обществом с доверием. Кочаряна могут поддержать хотя и состоящая в правящей коалиции, но гонимая сегодняшней властью партия "Процветающая Армения" и оппозиционная АРФД. Не исключено и то, что к этому блоку припадет партия "Наследие", рискующая не попасть в парламент нового созыва. Наибольший риск для позиций действующего президента кроется в возможной разбалансировке сил в самой правящей Республиканской партии, в которой существует, как минимум, еще один центр силы - спикер парламента Овик Абрамян, состоящий в хороших отношениях с возможными оппонентами Саргсяна, в том числе и с лидером "Процветающей Армении" Гагиком Царукяном. Последний недавно заявил, что его партия намерена по итогам выборов обеспечить контроль над большинством в парламенте. Непонятна позиция и третьей силы коалиционной власти - партии "Оринац Еркир". Ее лидер Артур Багдасарян уже однажды показал обществу, насколько гибкой может быть политическая позиция его партии. Ситуативным союзником Сержа Саргсяна, как это ни странно, остается лидер внепарламентской оппозиции, первый президент страны Левон Тер-Петросян, также склонный к мягкой линии в отношениях с Турцией. Судя по результатам последней президентской кампании, в результате которой Тер-Петросян набрал более 20% голосов избирателей, возглавляемый им оппозиционный "Армянский национальный конгресс" (АНК), по итогам выборов 2012 года войдет в парламент. Однако перспективы союза Саргсян- Тер-Петросян или РПА-АНК представляются крайне туманными, в немалой степени в связи с принципиальной позицией оппозиционеров относительно погромов и убийств 1 марта 2008 года. Еще большим препятствием для создания такого союза представляется тот факт, что он будет фактически направлен против Кочаряна. А это совершенно меняет цену вопроса, в частности, для действующего президента Саргсяна, который сегодня, спустя 2,5 года после прихода к власти, стоит перед следующей дилеммой - разгромить финансово-экономическую империю Кочаряна с помощью оппозиции или посвятить себя решению неразрешимых внешнеполитических проблем.