Атомная отрасль как никакая другая может показать, как подходить к проблемам кадрового обеспечения: эксперты

Москва, 8 октября 2010, 16:46 — REGNUM  8-9 октября в НИЯУ МИФИ пройдет День карьеры, организованный госкорпорацией "Росатом". Мероприятие направлено на то, чтобы привлечь на работу в атомной отрасли как можно больше выпускников вузов. День карьеры пройдет в новом формате - будет проводиться так называемый брендинг работодателей. Работодатель госкорпорации будет продвигать бренд своего предприятия, добивается узнаваемости среди целевой аудитории.

"Чтобы студенты работали по той специальности, по которой учились, нужно, разумеется, проводить дни карьеры. Но одноразовое мероприятие этому не поможет, - уверен президент Всероссийского фонда образования, эксперт Государственной думы РФ, академик РАЕН, д п.н., профессор Сергей Комков. - Это должна быть целенаправленная долгосрочная работа. Иначе результатов можно не ждать".

"Напомню, что в советский период достаточно тесной была связь базовых предприятий, отраслевых центров с ведущими вузами, готовивших специалистов данного профиля. Она заключалась не только в том, чтобы раз в год представлять какое-то предприятие или корпорацию, а систематически ведущие сотрудники этих предприятий встречались со студентами, которых вывозили на предприятия данной отрасли, - рассказал Комков. - Проводилась определенного рода практика на этих предприятиях. Более того, студенты участвовали в разработке реальных проектов вместе со специалистами этих предприятий или отраслевых структур".

"Будущего специалиста, студента надо увлечь, показать, что это интересно - не только интересно в плане будущего дохода, но и полезно в плане дальнейших жизненных интересов. Поэтому День карьеры в МИФИ - это хорошо, но проблему это не решит. И здорово, что госкорпорация будет вкладывать деньги в вуз. Но лично студенту это мало что даст. Он должен постепенно втягиваться в деятельность корпорации, - уверен эксперт. - Это может происходить разными способами - через участие в каких-то научных исследованиях или технической работе, которые проводятся на базе каких-то подразделений госкорпорации. Это может быть культурно-познавательная деятельность, вечера, выставки, проводимая совместно с сотрудниками отрасли, то есть не только техническая работа".

"Заключение контракта на обучение и выплата стипендии предприятием, на котором он впоследствии будет работать, может способствовать тому, что студент на некоторое время задержится на предприятии. Но здесь надо учитывать размеры стипендий и помощи. А если говорить об опыте западных стран, когда корпорации выдает полный грант на обучение - безвозмездную ссуду на то, чтобы студент мог спокойно жить и учиться, ни в чем себе особо не отказывая, то это уже другое дело. Вот после этого студент с удовольствием идет в такую корпорацию работать. Ведь если сумма небольшая, то молодому специалисту, устроившемуся в коммерческую фирму, проще вернуть потраченную на него сумму. То есть это не продуктивный вариант. То есть помощь должна быть очень серьезной, либо к ней должны быть приложены какие-то другие важные компоненты - то, что заинтересует человека в дальнейшем его жизненном пути", - считает президент Всероссийского фонда образования.

"Подобные мероприятия являются всегда взаимообогащающими - они нужны и выпускникам, и работодателям", - считает эксперт конкурса Минобрнауки "Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования", эксперт по оценке качества образования Рособрнадзора Елена Васильева. - Студентам - чтобы более полно представлять сферу своей профессиональной деятельности и требования, которые выдвигают работодатели. Те в свою очередь на подобном Дне карьеры смогут заявить о себе в максимально полном объеме, если есть необходимость в кадрах".

"Это отличная возможность присмотреть себе выпускников, в которых работодатель потом будет вкладывать, заинтересованный в их профессиональном развитии и привлечении их на работу на свои предприятия. Дни карьеры - очень важны, и эти традиции должны поддерживаться, - подчекнула она. - Мы проводили исследование "Удовлетворенность работодателей качеством принимаемых выпускников в высокотехнологичном сегменте рынка профессионального труда", в том числе и в сегменте атомной промышленности. Исследовали такие индикаторы, как удовлетворенность личностными качествами, профессиональной готовностью к самостоятельности и т.д. В основном тенденция сегодня такова, что есть проблема с личностными качествами, связанными с ответственностью и готовностью брать на себя решения, предлагать новые идеи и системно мыслить. И следующий аспект - это более низкая удовлетворенность работодателей качеством принимаемых выпускников - это в области готовности к профессиональной деятельности. Поэтому работодатель говорит, что нужны дополнительные средства, чтобы доучить и дотянуть до профессиональных стандартов, которые у нас в России пока есть в зачаточном состоянии. Это общие тенденции".

"Думаю, что атомная отрасль, как никакая другая может и должна показать, как в сегодняшних рыночных условиях надо подходить к долгосрочным проблемам кадрового обеспечения отрасли и, прежде всего, к определению потребности в кадрах, - заявил первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по образованию, доктор технических наук, профессор Юрий Карабасов. - Раньше, в советские времена, когда был Госплан, проблема решалась в том числе при помощи обязательного распределения выпускников. Сейчас старый инструментарий задействовать невозможно, надо использовать другие современные подходы".

"Как это сделать? Думаю, в Росатоме умных людей немало, им на месте виднее, я же в данном случае просто констатирую проблему. Каждое предприятие атомной отрасли более или менее четко может оценить свои перспективы в рамках модернизации "2020" или "2030" и свои потребности в молодых специалистах. И самая трудная задача тут - свести эти потребности воедино, понять, кто нужен, где и в каких количествах, - считает эксперт. - Дальше уже встанет вопрос госзаказа для системы образования. И если Росатому решение данной проблемы удастся, это может быть чрезвычайно полезным опытом и для других отраслей".

"Приглашая на работу молодого специалиста, предприятия должны четко понимать, кто именно им нужен, и знать своего целевого студента. И здесь речь идет не только о МИФИ, нельзя замыкаться на нем одном - бывший Минсредмаш слишком масштабная отрасль, на его предприятиях востребованы самые разные специалисты. Достаточно вспомнить, что двое легендарных руководителей отрасли - Авраамий Завенягин и Ефим Славский - пришли в атомный проект из металлургии, оба выпускники Московского института с тали и сплавов. Московский институт стали и сплавов, МХТИ им. Менделеева (сегодня это университет), Уральский политехнический, Физтех, геолого-разведовательные, горные, и многие другие вузы, которые вместе с МИФИ традиционно готовили специалистов для атомной отрасли. На предприятиях должны трудиться выпускники разных научных школ - это принцип, который в прежние годы лежал в основе подбора кадров в атомную отрасль, уверен, он в полной мере актуален и сегодня", - полагает Карабасов.

"Укрепляя и развивая образовательное звено в системе Росатома, руководители отрасли не должны забывать о среднем и начальном профессиональном образовании. Система техникумов, профучилищ всегда были козырной картой атомной отрасли. Это надо беречь и восстанавливать там, где возможно. Уверен, что в высокотехнологичных отраслях в средних специальных заведениях надо обязательно сохранять федеральное, можно сказать, отраслевое присутствие. Как только такое присутствие уходит, технический и технологический уровень обучения сразу падает, поскольку местные власти с удовольствием начинают использовать это образовательное учреждение под свои местные кадровые нужды. И тогда получается, что техникум, в котором готовили "технарей", технологов начинает готовить еще и специалистов, говоря условно, по гостиничному делу. Профильное образование сразу размывается, его качественный уровень снижается", - досадует первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по образованию.

"Другая, не менее важная проблема - заработная плата преподавателей. Если государству выгодно иметь госкорпорацию "Росатом", значит, предприятиями этой госкорпорации выгодно управлять, а сотрудникам - выгодно на них работать. Из этого естественный вывод - должно быть выгодно готовить кадры для этих предприятий. Пока это, к сожалению, не так. Выпускник колледжа (техникума) на металлургическом комбинате сегодня получает доцентскую зарплату. За выпускника, не имеющего ни стажа, ни опыта, можно порадоваться. А вот за доцента - вряд ли, - отметил он. - Это резко снижает и самооценку преподавателей, и их мотивацию к работе. В отрасли должна быть выстроена справедливая система в оплате преподавательских кадров на основе государственно-частного взаимодействия".

"Из приоритетных задач подготовки молодых специалистов я бы назвал следующие. Во-первых, в тех регионах, в которых заинтересован Росатом, должна вестись профориентационная работа, причем не только преподавателями профильных учебных учреждений, но и будущими работодателями. Во-вторых, надо провести масштабную общественно-профессиональную аттестацию и аккредитацию учебных стандартов, программ, кафедр, лабораторий, кадров. Проведя такую, своего рода инвентаризацию, можно уже составлять дальнейшую программу развития. В-третьих, и это очень важно, надо создавать обширную единую образовательную социальную электронную сеть, к которой имели бы бесплатный доступ научные работники, преподаватели, студенты. В первую очередь она будет востребована в интересах повышения квалификации и переподготовке кадров. Подобная сеть должна включать в себя электронные базы знаний, учебно-методические комплексы дисциплин, электронные библиотеки. Пока в этой части мы отстаем от развитых стран лет на 20, - считает Карабасов. - В мире социальные образовательные сети - область масштабного бизнеса. Этот отрыв нам надо ликвидировать. Госкорпорация "Росатом" способна создать мощную отраслевую образовательную электронную сеть".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.