Юрий Лужков в интервью телекомпании "Си-Эн-Эн" подверг критике Дмитрия Медведева. Он заявил, что за время президентства Медведева Россия пережила ряд террористических актов и чрезвычайных ситуаций, а также неурожай, что различные проекты, с которыми выступает глава государства, существуют только на бумаге. Что же, президента РФ Дмитрия Медведева, наверное, есть за что и можно критиковать, но только не Юрию Лужкову. Рядящийся ныне в тогу "демократа" бывший мэр Москвы на протяжении почти 20 лет принимал самое прямое и активное участие в формировании той самой системы, которая не только стала тормозом на пути развития страны, но и "схарчила" его самого. Таким образом, все произошло по известному французскому сценарию: революция всегда пожирает своих детей.

Тем не менее правившей на протяжении почти 20 лет "твердой рукой" столицей России бывший мэр Москвы - личность все же неординарная. Ему удалось создать тот самый тип "московского капитализма", который фактически превратил столицу в "государство в государстве", сочетая при этом политику "эффективного популизма" за счет различных социальных дотаций москвичам. На практике бывший мэр создал, сформировал свою касту олигархов с особой ментальностью и с возможностями потенциального его перехода в большую российскую политику. Как это делалось, становится уже известно. На днях глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что "четверть всех решений правительства Москвы подписывалась в секретном, закрытом характере и не публиковалась в нарушение законодательства. Эти распоряжения касались доступа к ресурсам, распределения заказов, льгот". Но это только - вершина айсберга. По мере развития событий россиянам, видимо, еще предстоит многое узнать о "тайнах" бывшего столичного мэра. Тем не менее, при выстраивании событий, связанных с отставкой Юрия Лужкова, в хронологическом порядке бросаются в глаза некоторые особенности.

Первая: удалить московского мэра с занимаемого поста под правдоподобным предлогом Кремль мог и раньше, ведь коррупционные проявления московской власти лежат на поверхности. Почему это произошло именно сейчас, и что можно считать главной мотивационной составляющей в действиях президента РФ Дмитрия Медведева? Что скрывается за формулировкой "в связи с утратой доверия": вынужденное использование существующего юридического термина или все же политика? Тем более, как метко подметила газета The Financial Times, "публично все было обставлено так, что градоначальник Москвы низложен не за свои недостатки, а только потому, что критиковал президента Медведева". Чем объяснить заявление главы правительства Владимира Путина о том, что "Юрий Лужков не смог "своевременно предпринять шаги для нормализации отношений с главой государства". О каких шагах ведется речь, и располагал ли таким шансом бывший мэр? Ответить на эти и другие вопросы даже пока сложно. Потому что и Кремль и Юрий Лужков многое не договаривают, хотя спикер Госдумы Борис Грызлов открыто обвинил бывшего мэра Москвы в "попытке расшатывания системы". В чем именно, в каких конкретных действиях Юрия Лужкова это проявилось или могло проявиться? Какая роль в этой операции отводилась ныне временно исполняющему обязанности мэра Москвы Владимиру Ресину, который буквально с первых часов после отставки Юрия Лужкова стал быстро от него дистанцироваться и позиционировать себя в качестве жесткого руководителя? Напомним, что в момент разгара пиар-компании против мэра московское отделение партии "Единая Россия" выступило с его горячей поддержкой. Затем оно также "горячо" поддержало указ об отстранении Лужкова от должности, а далее - не совсем чисто с точки зрения политтехнологи и аппаратной этики - вручило партбилет Владимиру Ресину, который не был ее членом, "но участвовал во многих партийных проектах и входил в штаб единороссов на выборах в Мосгордуму". Хорошо известно, что согласно уставу "Единой России" стать членом партии может тот, у кого есть кандидатский стаж в рядах сторонников в течение полугода. Но закольцевать цепочку логических рассуждений вокруг обозначенных событий можно только путем ввода в "московские уравнение" дополнительных, но важных факторов.

Вспомним только один эпизод. 14 августа. Кремль посылает первые негативные сигналы мэру Юрию Лужкову: президент Дмитрий Медведев критикует правительство Москвы "за низкий уровень конкуренции на рынке. Затем мэру Москвы припомнили то, что "он не должен был отдыхать в то время, когда в столице сложилась чрезвычайная экологическая ситуация". В то же время на встрече Юрия Лужкова с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, мэр удостоился позитивной оценки в связи c "досрочным возвращением из отпуска в охваченную смогом Москву". Такой публичный информационный ряд невольно наводит на мысль о якобы имеющихся "разногласиях в оценке ситуации между первыми лицами в государстве". По оценке французской газеты Le Figaro, "Лужков попытался расколоть тандем Путина-Медведева и использовать близость к премьер-министру, чтобы подорвать позиции президента". По мнению этой газеты, такой просчет для мэра оказался роковым. С другой стороны, это можно квалифицировать и как составные элементы определенной операции. По мнению директора Центра имени Бертольда Бейца при германском Совете по внешней политике Александра Рара, знатока кремлевского закулисья, "с такой жесткой формулировкой - в связи с утратой доверия - даже в советское время редко кого увольняли, это политический скандал". По словам Рара, "видимо Лужков сросся с Москвой и решил, что он стоит выше всех политических институтов, что он сам уже институт, и решил не считаться с президентом, которого рассматривал как временщика". Но при такой схеме мэр Москвы, учитывая его огромный политический опыт, вряд ли мог действовать в одиночку, не имея опоры на часть не только московского, но и центрального госаппарата. Полагаем, что неслучайно Дмитрий Медведев многозначительно заметил, что не исключает в будущем других отставок с формулировкой "в связи с утратой доверия президента". На наш взгляд, это прямой намек на то, что за Юрием Лужковым, возможно, стояла или продолжает стоять определенная группа некоторых высокопоставленных чиновников. Но в итоге два главы исполнительной власти принесли Лужкова в жертву, хотя главный маневр Дмитрий Медведев осуществлял в одиночку. Если просчитывать сценарии возможного развития событий по линии размежевания госаппарата на две команды - Медведев-Путин, то при дальнейшем развитии этого сюжета неизбежно начался бы процесс подрыва системы эффективности управления всей страной, поскольку это ослабляло и главу государства и премьер-министра, открывало " коридор возможностей" для победы в предстоящей избирательной компании 2011-2012 годов "третьей силы".

Что дальше? Дополнительную интригу вносят и рассуждения некоторых "знатоков кремлевского закулисья" о том, чья кандидатура все же пройдет на пост мэра Москвы - "путинская" или "медведевская". Президент РФ Дмитрий Медведев после оглашения своего решения об отстранении Юрия Лужкова - возможно, чисто внешне - передал инициативу в кадровом решении центральному аппарату партии " Единая Россия". Но фактически этим вопросом занимается глава правительства Владимир Путин. Из всех "засвеченных" кандидатов он публично встретился только с Владимиром Ресиным. В этой связи пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков "тонко" намекнул: "обычно не существует такого формата, чтобы премьер общался с исполняющим обязанности главы субъекта Федерации, тем более, накануне внесения президенту списка претендентов на мэрское кресло". На наш взгляд, глава правительства, вводя в политическую обойму Владимира Ресина, пытается решить сразу несколько важных задач. Первая: Кремль располагает достаточным ресурсом для того, чтобы "большевистским ударом" развалить выстраиваемую годами "лужковскую систему". Но это может быть сопряжено с определенными столичными катаклизмами. Чтобы упредить нежелательный ход событий в лице Владимира Ресина может быть создана "кадровая прокладка", которая призвана упредить негативный сценарий. Вторая задача: обеспечить победу "Единой России" в федеральной кампании 2011-2012 годов. Третья: за две недели до своей отставки Юрий Лужков утвердил новую программу приватизации московского имущества до 2013 года. В сложившихся условиях московские торги будут проводиться уже в ином режиме с допуском на рынок новых игроков, что в потенциале должны "разбавить" уже структурированный столичный финансово-экономический истеблишмент. И только после этого можно будет смело "брать Москву". Но окончательная ясность в этом вопросе наступит после заседания президиума генсовета "Единой России", с участием московского отделения партии, на котором руководство партии окончательно определится по кандидатурам на пост мэра Москвы для представления их президенту.

Что касается Юрия Лужкова, то он все же решил остаться в политике. Маловероятно, что он станет обращаться к народу и начнет открытую борьбу за власть. Скорее, он попытается инициировать закулисный торг с федеральной властью. К тому же сценарий уголовного преследования Лужкова все же нежелателен для Кремля. Но как бы то ни было, последствия нынешнего "московского кризиса" покажут, идет ли речь об упреждении какого-то "политического заговора", или Кремлю удастся все свести к банальному сюжету "борьбы с коррупцией".