6 октября состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Решения, принятые на нем, носят наступательный, решительно миссионерский характер. В Казахстане созданы три новые епархии. К этому есть серьезные предпосылки- активные и системные миссионерские действия католиков и протестантов. Не все так безоблачно и в казахском государстве. За последние 20 лет Казахстан, вовсе не по своей воле, покинули 3 миллиона русских. В Казахстане есть сложная система этнических кланов- "жузов". Некоторые из них настроены более этнократически, другие менее. Но давно назревшие миссионерские действия Русской Церкви приведут к тому, что русские Казахстана увидят, что их Мать - Русская Православная Церковь, не бросит их. И будут чувствовать себя уверенно.

Сами казахи попали в ислам случайно, по недомыслию Екатерины Второй, решившей записать всех тюркоязычных подданных Российской Империи в ислам. В казахской среде до сих пор происходит религиозный поиск, выбор веры. Это приводит и к курьезам- несколько лет назад неофициальной "государственной религией" Казахстана чуть не стало учение секты Порфирия Иванова, которым увлеклись некоторые ВИП-члены "жузов". Религиозная неопределенность казахских жузов - это аргумент в пользу миссии среди них. Если удастся обратить в Православие ключевую фигуру в клане, то за ней последует весь жуз. Так что необходимо воцерковление как русской, так и казахской культуры.

Это тем более необходимо делать, что в Казахстане не окончились нападки на Православие. Так, ряд депутатов казахского парламента в последнее время вернулись к идее переименования Петропавловска. Попытка переименования города Первоверховных апостолов - это вызов православной миссии. В развитие миссионерской стратегии Синод принял решение посвятить грядущий зимой 2011 года Архиерейский Собор миссии на Дальнем Востоке России. Только с помощью тотального миссионерства возможна "внутренняя колонизация" этих регионов России, их удержание в составе нашей страны. Таким образом, поддержка тотальной православной миссии - это вопрос национальной безопасности России. Государство в этом вопросе должно максимально помочь Церкви. Но эта помощь должна быть развивающая, адресная- настоящим миссионерам, ибо в нашей церковной среде еще много тех, кто хотел бы перевалить на государство свой миссионерский долг, прикрыть безделие липовыми отчетами.

Естественно, обсуждая миссию на Дальнем Востоке России, невозможно будет пройти мимо вопроса миссии среди китайской, корейской, вьетнамской и других диаспор, укрепившихся в России. Без их православной христианизации невозможно решить вопрос сохранения Дальнего Востока в составе России. Пока этим важнейшим общецерковным и общегосударственным делом занимаются единицы православных людей, их можно пересчитать по пальцам - о. Андрей Кураев, о. Дионисий Поздняев, о. Дмитрий Першин, о. Георгий Максимов. И это при том, что католики и протестанты очень плотно и профессионально заняты этим вопросом. Вообще, этот вопрос- прямая обязанность Миссионерского отдела и, хочется надеяться, что так и будет. Но если останется, как сейчас, будет миссионерская катастрофа. Нужны не только труды энтузиастов, нужно создание профессиональной наступательной миссионерской системы.

Еще важные миссионерские шаги Синода - открытие Донской миссионерской семинарии и осетинского миссионерского духовного училища во Владикавказе. Опытные миссионеры направлены в Шотландию и Ирландию. В Шотландии пришло время жатвы - многие из англикан, недовольных деградацией англиканства, легализацией в Англиканской церкви "священников"- открытых извращенцев, с надеждой смотрят в сторону Православия. Еще одно важнейшее решение Синода - поддержка, придание общецерковного статуса заявлению Патриаршего Совета "Экономика и этика" (http://www.patriarchia.ru/db/text/1233732.html) от 29 июля 2010 года, в котором изложена целая программа восстановления русско-украинского единства и совместной национальной модернизации на основе православной традиции.

Принято и долгожданное решение по Синодальному отделу по делам молодежи. Его новым руководителем стал молодой епископ (1973 г.), ученик Патриарха Кирилла, Игнатий (Пунин), возглавлявший Московскую епархиальную комиссию по делам молодежи. Ему предстоит огромная работа- никакого массового молодежного движения в Русской Церкви нет, штатные должности молодежных миссионеров практически нигде не вводятся, кроме Московской и Иваново- Вознесенской епархий, таким образом не выполняются обязательные общецерковные решения. Одной из первых задач, поставленных Патриархом Кириллом сразу после его избрания, стало собирание такого православного молодежного съезда, которому было бы тесно в Лужниках (об этом Патриарх заявил на встрече с молодежью в Свято- Даниловом монастыре). Еще одна объективная задача, консолидация всех существующих немногочисленных православных молодежных организаций.Когда жатвы ТАК МНОГО, а ДЕЛАТЕЛЕЙ ТАК МАЛО, любые "разборки" между делателями недопустимы. Было бы логично, если к сотрудничеству с новым Молодежным отделом будут привлечены пастыри, живущие духовным просвещением молодежи - о. Андрей Кураев, о. Сергий (Рыбко), о. Дмитрий (Першин).

И еще один вопрос. Как известно, штаб-квартира Синодального молодежного отдела расположена Крутицком подворье. Это выдающийся памятник русской архитектуры мирового уровня Сейчас Крутицы окружены заборами, зданиями казарм, не закончена реставрация палат 17 века. Крутицкое подворье должно стать всероссийским, всемирным центром православной молодежной миссии. Их возрождение- совместная задача нового главы Синодального молодежного отдела и нового московского градоначальника, который, как мы надеемся, будет православным человеком, понимающим, что Москва- это "Третий Рим".