Ожидается, что на заседании Госдумы 8 октября будет отклонен при рассмотрении во втором чтении проект федерального конституционного закона о введении ювенальных судов в России. Соответствующие рекомендации народным избранникам дал комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. Разработчики закона настаивают на создании специальных (ювенальных) судов по делам несовершеннолетних с целью профилактики подростковой преступности и защиты прав ребенка. Противники нововведения опасаются, что ювенальная юстиция станет инструментом вмешательства государства в дела семьи. Есть ли другие пути решения проблем подростков и их родителей? Об этом рассказала в интервью председатель совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Вологодской области, президент общественного фонда "Планета детей" Марина Смирнова.

Марина Васильевна, в последнее время все активнее идет процесс по внедрению в правовое поле России такого понятия как "ювенальная юстиция", что уже стало поводом для общественной дискуссии. Какова ваша позиция по этому вопросу?

Несмотря на благие намерения, которые декларируются сторонниками введения ювенальных судов, вряд ли будет верным сказать, что эта идея находит поддержку в обществе. И это не случайно. Судите сами - та модель, которая предлагается сегодня, по сути своей является калькой, снятой с европейского законодательства. То есть нам в очередной раз предлагают бездумно, механически принять чужой опыт без учета российских особенностей и российского менталитета.

Вы хотите сказать, что у России "свой путь" и свой, особый менталитет?

Дело не в этом. Ювенальная юстиция в том виде, в котором нам ее предлагают, несет в себе серьезную угрозу. Она способна не просто привнести в общество раскол и неразбериху, но и разрушить его глубинные основы. Заметьте - в самой Европе все громче раздаются голоса, требующие пересмотра норм ювенальной юстиции! Все больше людей, столкнувшихся там с последствиями бездумного применения закона к детям, бьют тревогу - главными жертвами этой практики становятся сами дети. Страдают семьи. Собственно говоря, сам институт семьи рушится, это же очевидно!

А теперь давайте зададимся вопросом - когда семья, как основа общества, исчезнет, какими будут расти наши дети? Каким будет наше будущее? Ведь оно не в разведанных недрах и не в привлеченных инвестициях, оно в них, в нынешних дошколятах и школьника, в тех, кто примет у нас страну.

Ну, как раз ювенальная юстиция и призвана защитить их права, не так ли?

Формально да. Но на деле выходит иначе, и я имела возможность ознакомиться с плодами новых веяний в воспитании детей. Честно говоря, была шокирована. Приведу один достаточно рядовой пример. Общественный фонд "Планета детей", который я возглавляю, организовал турнир по футболу среди дворовых команд. Я, конечно, там присутствовала. Надо отметить, что наш фонд, помимо работы с российскими детьми, сотрудничает с детскими общественными организациями Финляндии и Израиля. Так вот, участие в нашем турнире принимали и команды из этих стран. У меня просто нет слов, чтобы описать: как вели себя некоторые иностранные мальчишки по отношению к тренеру. Они позволяли себе сквернословить в лицо взрослому, уважаемому человеку, буквально издеваться над ним - бить по голове пустой пластиковой бутылкой, передразнивать и кривляться. Зрелище отвратительное. Педагог, в ответ на свое замечание услышал уверенное: "Что ты можешь сделать? Вернемся домой, наберу нужный телефон, и тебя, как тренера, так обработают, что ты и штраф заплатишь и еще будешь у нас прощения просить!". Вот какими становятся дети при полной безнаказанности под "защитой" законов ювенальной системы, которые у нас пытаются насаждать.

Где же выход? Ведь согласитесь, ситуация с защитой прав детей в стране выглядит далеко не лучшим образом...

Возвращаясь к вопросу о ювенальной юстиции в части, касающейся защиты прав ребят, уже совершивших правонарушение, я двумя руками за введение института "детских" судей, т.е., образованных в области детской психологии, обязательного присутствия детского психолога во время следственных и судебных мероприятий, и, уж конечно, категорически за раздельное содержание детей и подростков со взрослыми преступниками в следственных изоляторах. Тем более, что такой опыт в России был - первый ювенальный суд проработал с 1910 до 1918 год.

Но это все потом. А прежде всего, давайте перестанем разделять понятия "семья" и "ребенок". Кто лучше собственных родителей сможет защитить ребенка, воспитать его, дать ему возможность вырасти здоровым и образованным человеком? Конечно, речь идет прежде всего о нормальной, полноценной семье. Так давайте поддержим семью, дадим ей возможность самой решить проблемы воспитания. Во все времена ни школа, ни детский сад не могли дать человеку столько, сколько вкладывали в него родители. Что же мы имеем сегодня?

Родители загружены работой, оставляя детей на попечение воспитателей и педагогов. При этом, согласитесь, школы и детские сады семимильными шагами движутся в сторону максимального извлечения коммерческой выгоды. По сути, они все чаще предлагают на продажу набор образовательных услуг. При таком положении вещей о полноценном воспитании ребенка говорить, увы, не приходится. Что получается? Ребенок отрывается от семьи, тем самым нарушается ее целостность, теряется ее роль в воспитании, идет процесс распада, который предлагается регулировать прямым вмешательством органов опеки. Это все равно, что тушить пожар бензином. Получается, что мы сначала ставим родителей в безвыходное положение, а потом их же начинаем третировать совершенно чуждыми нашему укладу, нашей культуре, законами. И это вместо того, чтобы пойти навстречу семье, поддержать ее, помочь ей в непростом деле воспитания детей...

Каким образом?

Давайте начнем с самого начала. Ни для кого не секрет, что мест в детских садах хватает не всем. Не все готовы отдавать туда своих детей. При этом в наиболее трудном положении оказываются матери-одиночки и малообеспеченные семьи. Им в первую очередь на хлеб приходится зарабатывать, а на воспитание не остается ни времени, ни сил. Что же мешает государству платить матери за то, что она воспитывает ребенка дома?

Часто политики и чиновники говорят "демография", "демографическая политика" совершенно не отдавая себе отчета в том, что это такое на самом деле. А политика эта начинается с отношения к семье, к женщине, в первую очередь как к матери. Это фундаментальные понятия, на которых основано все общество, государство, вообще все, что нас окружает.

Таким образом, демография - это сначала всестороннее исследование института семьи, а затем и его практическая поддержка. Мы обязаны создавать условия, при которых женщина сможет позволить себе одного, двух, трех детей - да сколько угодно, лишь бы это не превращалось для нее в борьбу за выживание! Женщина должна иметь право выбора - отдать детей в детский сад или воспитывать дома. И если часть средств, выделяемых на дошкольные учреждения направить непосредственно матерям, всем станет только лучше. Иными словами, нужно предоставить матерям солидную материальную поддержку, стимул для полноценного воспитания всесторонне развитого, здорового потомства. Подчеркну особо - речь не о детских пособиях, речь о реальной возможности вести домашнее хозяйство и воспитывать детей при финансовой поддержке государства.

Не много ли вы требуете от государства? К тому же, как показывает практика, оно далеко не всегда в состоянии эффективно распределять средства.

Всегда была противницей революционных методов, а в этом вопросе - особенно. Конечно, нужно смотреть на вещи реально и не требовать от госорганов невозможного. Но это не значит, что процесс нужно пускать на самотек. В обществе назрел серьезный потенциал для решения проблем семьи, люди чувствуют серьезную потребность в этой работе. Благодаря этому у нас есть отличная возможность наладить сотрудничество общества с госорганами и добиться максимального результата. Наше вологодское региональное отделение партии "Справедливая Россия" проводит огромную работу по налаживанию взаимодействия с губернатором и органами местной власти. Мы нашли для этого удобную и весьма эффективную форму - создание общественных фондов, объединяющих усилия самых разных структур. Обычно каждый из департаментов отвечает за свое направление и волей-неволей тянет бюджетное "одеяло" на себя. Мы сумели убедить губернатора, найти его поддержку и теперь департаменты образования и здравоохранения, а также Институт развития образования работают в одной связке с нами. В итоге получился поразительный синергетический эффект, при котором главным объектом работы становятся конкретные дети, а не формальная отчетность.

Чем именно занимаются упомянутые вами фонды?

У нас много направлений. Только в нашем фонде "Планета детей" действует 33 проекта, среди которых спортивный, медицинский, творческий, медицинский и специализированные на работе с детскими домами. Есть общественная организация "Молодая энергия" - это для детей среднего и старшего школьного возраста. В рамках этой организации они имеют возможность самостоятельно реализовывать собственные проекты - научные и экологические. Особенно важно, что дети сами предлагают проекты и сами же их реализуют при минимальной поддержке. Только так можно воспитать инициативных, самостоятельных и неравнодушных будущих граждан. И это работает!

Еще одно направление, о котором стоит упомянуть особо - "Университеты родительской культуры". Это уникальная программа, которую мы осуществляем совместно с группой санкт-петербургских ученых. Они разработали уникальную комплексную методику, предоставляющую молодым родителям неоценимую помощь в воспитании детей, начиная с перинатального периода.

Успешно реализуется программа взаимодействия с НИИ стоматологии. Его специалисты заинтересованы в получении достоверных статистических данных, а мы заинтересованы в том, чтобы наши дети росли здоровыми. Вектором нашего сотрудничества стала программа по мониторингу, профилактике и лечению детских заболеваний. При этом наша деятельность выходит за пределы региона, мы предлагаем аналогичные программы властям других субъектов Российской Федерации. В частности, очень хорошие взаимоотношения складываются с властями Республики Татарстан.

Таким образом, можете убедиться сами - вместо искусственно насаждаемого шаблона, именуемого "ювенальной юстицией" мы предлагаем реальную, многоуровневую поддержку института семьи и детства. Осуществляя ее с самых разных направлений, объединяя усилия общества, бизнеса, власти и нашей партии. Уверена, только так, общими усилиями, можно решить демографическую проблему. Просто работать нужно с основами, устранять причины проблем, а не их последствия.